Дарья Маркова
Деятельность педагога-психолога ДОУ по адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время к процессу воспитания предъявляются новые, более высокие требования. Практическое решение проблем адаптации в дошкольном учреждении требует партнерских отношений между детским садом и семьей ребенка.
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Публикация «Деятельность педагога-психолога ДОУ по адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Адаптация – это приспособление ребенка к изменению окружающего мира. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от возраста, психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, и др.
Дети раннего возраста (от года до 3 лет) имеют ряд психологических особенностей в адаптационном периоде :
- малыш сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
-дети дольше адаптируются к новым условиям, это связано в первую очередь с тем, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась.
- дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи -одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.
Исходя из особенностей возраста и возможностей ДОО, психологом была определена цель и задачи в этом направлении.
Цель - создание условий для благополучной адаптации детей раннего возраста через взаимодействие ДОО с семьями воспитанников.
Далее были определены задачи:
1. Создание эффективного сотрудничества с родителями воспитанников.
2. Способствовать формированию у детей положительной установки на детский сад через специально организованную среду для игр и отдыха в ДОУ.
3. Содействовать повышению компетентности воспитателей в организации адаптационного периода с помощью новых и традиционных методов обучения.
4. Способствовать формированию эмоциональному благополучного фона воспитателей.
Реализация данных задач строится на основе диалога в общности «Семья-ребенок-педагоги».
Работу по подготовке и проведению адаптации детей к детскому саду лучше выстраивать по нескольким направлениям:
-проведение доадаптационного периода, который включает в себя работу с родителями
- собственно проведение периода адаптации.
Доадаптационный период.
Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Такую информацию родители получают на первом родительском собрании, его следует проводить за 3-4 месяца до поступления ребенка в ДОУ, за этот период родители смогут выработать те или иные навыки у малыша.
Родителям выдаются информационные листы, в которых отмечены рекомендации для подготовки ребенка к детскому саду.
Методист и психолог рассказывают о возрастных особенностях детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние, дают рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые помогут малышам спокойно войти в новые условия жизни:
- привести домашний режим в соответствие с режимом группы;
- познакомить с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания новые для него блюда;
- по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании (самостоятельно держать ложку, вытирать рот и ручки, проситься на горшок)
- расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, наблюдать со стороны за играющими детьми на прогулке в детском саду, оставаться ночевать у бабушки и т. д.
Наша практика показала эффективность индивидуальных консультаций педагога-психолога и родителя. Чаще такую работу специалист проводит уже во время адаптации ребенка к детскому саду. Зачастую привыкание малыша к ДОУ затягивается из-за тревог родителей, неадекватными требованиями к ребенку или отсутствием единой стратегии в воспитании.
Адаптация.
Вот малыш появляется на пороге раздевалки группы, он может быть веселым или спокойным, но вот напряжение родителей видно практически всегда. Мы рекомендуем в период приема детей - психологу находится в группе, это иногда необходимо для спокойного расставания мамы и малыша. Пока воспитатель оговаривает, когда мама может забрать малыша – психолог пытается заинтересовать малыша, приглашает в группу, показывает разные игрушки, мебель, туалетную комнату и т. д.
И так, реализуя второе направление психолог ставит перед собой цель – создание условий для преодоления стрессовых состояний детей раннего возраста и использует следующие методы:
-Включенное и невключенное наблюдение.
- Беседа с детьми.
-Проведение развивающих занятий.
Учитывая психологические возможности возраста и предметную деятельность как ведущую, специалист в работе с детьми использует всевозможные пирамидки, рамки-вкладыши, кубики, сортеры, шнуровки, мячи, кубики.
Опыт показал: когда ребенок просто наблюдает за манипуляциями с игрушками, а психолог или воспитатель с интересом в них играет, то малыш охотнее включается в совместную деятельность со взрослым, быстрее успокаивается и идет на контакт.
В работе с детьми используются следующие приемы:
• «Музыкальные минутки»;
• «Пальчиковые игры»;
• Элементарные игры с движением
Реализуя психологическое направление работы с воспитателями педагог-психолог ставит следующие цели:
-информирование о психических, физиологических и эмоциональных проявлений ребенка раннего возраста.
-согласование знаний, умений и навыков воспитателей, педагога-психолога и медицинского работника.
-ведение документации.
В нашей работе зарекомендовали себя регулярные встречи (1 раз в неделю) воспитателя и педагога-психолога для обсуждения трудностей в адаптации того или иного ребенка и выстраивании дальнейшей работы.
Например:
-изменение времени пребывания ребенка в ДОУ.
-переход к дальнейшему шагу (оставлять на прогулку или обеденный сон).
В этом помогают заполненные воспитателями «Листы адаптации». В которых видны прогресс или регресс ребенка по физиологическим, психологическим и эмоциональным показателям.
Психолог оказывает помощь воспитателям в установлении контакта с отдельными детьми, часто это малыши со слабой нервной системой. Они постоянно плачут, очень тяжело отвлекаются на внешние стимулы, не подпускают к себе воспитателя.
Помощь заключается в:
1. Анкетирование родителей, где они указывают некоторые особенности ребенка, которые могут помочь в установлении контакта с ним.
2. Наблюдение ребенком в группе, за его реакциями (на что отвлекся, как реагирует на других детей и взрослых).
3. Конкретный пример через включенное наблюдение или игру как отвлечь малыша, как дать ложку в руку, как усадить на стульчик и т. д.
4. Информировании воспитателей о возрастных особенностях ребенка, о периодах адаптации и ее течении в зависимости от темперамента малыша, от его привычек и принципов воспитания родителей.
Через 2-3 месяца в ДОУ проходит психолого-педагогический консилиум по результатам адаптации детей раннего возраста, где выделяются воспитанники с длительной адаптацией и выстраивается дальнейшая работа по реализации образовательной программы ДОУ.