Папки-передвижки

Деятельность педагога-психолога ДОУ по адаптации детей раннего возраста

Дарья Маркова
Деятельность педагога-психолога ДОУ по адаптации детей раннего возраста

В настоящее время к процессу воспитания предъявляются новые, более высокие требования. Практическое решение проблем адаптации в дошкольном учреждении требует партнерских отношений между детским садом и семьей ребенка.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Публикация «Деятельность педагога-психолога ДОУ по адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах

Адаптация – это приспособление ребенка к изменению окружающего мира. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от возраста, психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, и др.

Дети раннего возраста (от года до 3 лет) имеют ряд психологических особенностей в адаптационном периоде :

- малыш сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

-дети дольше адаптируются к новым условиям, это связано в первую очередь с тем, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась.

- дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи -одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.

Исходя из особенностей возраста и возможностей ДОО, психологом была определена цель и задачи в этом направлении.

Цель - создание условий для благополучной адаптации детей раннего возраста через взаимодействие ДОО с семьями воспитанников.

Далее были определены задачи:

1. Создание эффективного сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Способствовать формированию у детей положительной установки на детский сад через специально организованную среду для игр и отдыха в ДОУ.

3. Содействовать повышению компетентности воспитателей в организации адаптационного периода с помощью новых и традиционных методов обучения.

4. Способствовать формированию эмоциональному благополучного фона воспитателей.

Реализация данных задач строится на основе диалога в общности «Семья-ребенок-педагоги».

Работу по подготовке и проведению адаптации детей к детскому саду лучше выстраивать по нескольким направлениям:

-проведение доадаптационного периода, который включает в себя работу с родителями

- собственно проведение периода адаптации.

Доадаптационный период.

Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Такую информацию родители получают на первом родительском собрании, его следует проводить за 3-4 месяца до поступления ребенка в ДОУ, за этот период родители смогут выработать те или иные навыки у малыша.

Родителям выдаются информационные листы, в которых отмечены рекомендации для подготовки ребенка к детскому саду.

Методист и психолог рассказывают о возрастных особенностях детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние, дают рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые помогут малышам спокойно войти в новые условия жизни:

- привести домашний режим в соответствие с режимом группы;

- познакомить с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания новые для него блюда;

- по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании (самостоятельно держать ложку, вытирать рот и ручки, проситься на горшок)

- расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, наблюдать со стороны за играющими детьми на прогулке в детском саду, оставаться ночевать у бабушки и т. д.

Наша практика показала эффективность индивидуальных консультаций педагога-психолога и родителя. Чаще такую работу специалист проводит уже во время адаптации ребенка к детскому саду. Зачастую привыкание малыша к ДОУ затягивается из-за тревог родителей, неадекватными требованиями к ребенку или отсутствием единой стратегии в воспитании.

Адаптация.

Вот малыш появляется на пороге раздевалки группы, он может быть веселым или спокойным, но вот напряжение родителей видно практически всегда. Мы рекомендуем в период приема детей - психологу находится в группе, это иногда необходимо для спокойного расставания мамы и малыша. Пока воспитатель оговаривает, когда мама может забрать малыша – психолог пытается заинтересовать малыша, приглашает в группу, показывает разные игрушки, мебель, туалетную комнату и т. д.

И так, реализуя второе направление психолог ставит перед собой цель – создание условий для преодоления стрессовых состояний детей раннего возраста и использует следующие методы:

-Включенное и невключенное наблюдение.

- Беседа с детьми.

-Проведение развивающих занятий.

Учитывая психологические возможности возраста и предметную деятельность как ведущую, специалист в работе с детьми использует всевозможные пирамидки, рамки-вкладыши, кубики, сортеры, шнуровки, мячи, кубики.

Опыт показал: когда ребенок просто наблюдает за манипуляциями с игрушками, а психолог или воспитатель с интересом в них играет, то малыш охотнее включается в совместную деятельность со взрослым, быстрее успокаивается и идет на контакт.

В работе с детьми используются следующие приемы:

«Музыкальные минутки»;

«Пальчиковые игры»;

• Элементарные игры с движением

Реализуя психологическое направление работы с воспитателями педагог-психолог ставит следующие цели:

-информирование о психических, физиологических и эмоциональных проявлений ребенка раннего возраста.

-согласование знаний, умений и навыков воспитателей, педагога-психолога и медицинского работника.

-ведение документации.

В нашей работе зарекомендовали себя регулярные встречи (1 раз в неделю) воспитателя и педагога-психолога для обсуждения трудностей в адаптации того или иного ребенка и выстраивании дальнейшей работы.

Например:

-изменение времени пребывания ребенка в ДОУ.

-переход к дальнейшему шагу (оставлять на прогулку или обеденный сон).

В этом помогают заполненные воспитателями «Листы адаптации». В которых видны прогресс или регресс ребенка по физиологическим, психологическим и эмоциональным показателям.

Психолог оказывает помощь воспитателям в установлении контакта с отдельными детьми, часто это малыши со слабой нервной системой. Они постоянно плачут, очень тяжело отвлекаются на внешние стимулы, не подпускают к себе воспитателя.

Помощь заключается в:

1. Анкетирование родителей, где они указывают некоторые особенности ребенка, которые могут помочь в установлении контакта с ним.

2. Наблюдение ребенком в группе, за его реакциями (на что отвлекся, как реагирует на других детей и взрослых).

3. Конкретный пример через включенное наблюдение или игру как отвлечь малыша, как дать ложку в руку, как усадить на стульчик и т. д.

4. Информировании воспитателей о возрастных особенностях ребенка, о периодах адаптации и ее течении в зависимости от темперамента малыша, от его привычек и принципов воспитания родителей.

Через 2-3 месяца в ДОУ проходит психолого-педагогический консилиум по результатам адаптации детей раннего возраста, где выделяются воспитанники с длительной адаптацией и выстраивается дальнейшая работа по реализации образовательной программы ДОУ.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик»Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик» Конспект образовательной деятельности по коммуникации, социализации и продуктивной деятельности «Веселый колокольчик» (ранний возраст) группа.

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Плакат «Берегите природу!» Совместная деятельность педагога с детьми раннего возрастаПлакат «Берегите природу!» Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста "Знайте юные друзья! Что играть с огнём нельзя. Он опасен и сердит. Никого не пощадит"! ]В нашем детском саду прошла неделя пожарной безопасности.

Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психологаПроектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога на групповых и подгрупповых коррекционных занятиях в детском.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность педагога-психолога ДОУ по адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 28 февраля 2022 в 07:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деятельность педагога-психолога ДОУ по адаптации детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Маркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД