Надежда Фролова
Сопровождение молодого педагога ДОУ в работе с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Современный педагог должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сегодня сформулированы требования к взаимодействию ДОУ с родителями- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Публикация «Сопровождение молодого педагога ДОУ в работе с родителями» размещена в разделах
Любое взаимопонимание опирается на понимание. Сотрудничество педагогов и родителей в детском саду тем более требует взаимного понимания и взаимного отношения.
Начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
В результате, как показывает анализ дошкольной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно.
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъё ма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Эффективным средством интеграции дошкольного учреждения и семьи, на наш взгляд, является совместная деятельность детей и родителей. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самооценки. Другая важная роль семейного воспитания- влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.
Практика показала, что многие молодые специалисты имеют достаточно большой объём теоретических знаний, но совсем не имеют опыта практической работы. Педагоги, которые не получают в первый год своей работы поддержку коллег, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло необходимо оказывать всестороннюю поддержку и помощь. Поэтому всё чаще в ДОУ стала использоваться такая форма работы как наставничество.
Исходя из этого возникла необходимость поиска форм с молодыми педагогами для обеспечения их скорейшего профессионального роста.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.
Задачи:
1. Привить начинающим педагогам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в дошкольном образовательном учреждении.
2. Ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
3. Способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, правилам поведения в дошкольном образовательном учреждении.
Основные принципы работы с молодыми специалистами :
• принцип уважения и доверия человека
• принцип непрерывности
• принцип сотрудничества
• принцип индивидуализации
• принцип открытости
• принцип компетентности
• принцип соблюдения норм профессиональной этики
Участие в движении наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности участников движения.
Планируемые результаты:
Молодой специалист :
- будет самостоятельно разрабатывать и проводить занятия, организовывать без затруднений образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах;
- самостоятельно разрабатывать и проводить родительские собрания;
- устанавливать взаимоотношения с коллегами, родителями, детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания;
- принимать участие в мероприятиях различного уровня;
- развивать свои профессиональные умения и навыки;
- аттестуется на соответствие занимаемой должности, а далее на первую квалификационную категорию, не ранее чем через 2 года.
Планируя ту ли иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.
С учё том этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
Эта форма работы подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия необходимы прежде всего детям для их полноценного, гармоничного развития. Любое взаимопонимание опирается на понимание. Сотрудничество педагогов и родителей в детском саду тем более требует взаимного понимания и взаимного отношения. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье
Методическая разработка представлена в виде статьи с презентацией, памятка- буклет, проведение родительского собрания.
В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог сталкивается с определенными трудностями. Решить эту задачу может создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого специалиста.
Что же включает в себя понятие наставничество?
На наш взгляд, наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе : готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.
Важно понимать, что наставник и молодой специалист не рассматриваются как начальник и подчиненный, или ученик и учитель. Они являются партнерами, соратниками, между которыми устанавливаются взаимовыгодные и продуктивные отношения, основанные на знаниях и опыте. Оба участника этих отношений получают и извлекают пользу друг от друга, что положительно сказывается на их профессиональной деятельности.
Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. И, конечно, молодому педагогу в такой ситуации нужна помощь и поддержка.
Адаптацию в профессию можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере: в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами, родителями воспитанников, сам педагог выражает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, ощущает себя успешным человеком.
В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для нас наиболее результативным является традиционное, прямое, открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети.
Работа молодого специалиста, педагогический путь которого только начинается, вызвала у нас желание помочь преодолеть трудности в профессиональном становлении. Мы поставили перед собой задачу заинтересовать молодого педагога и помочь ей реализовать себя в педагогической деятельности.
Всю систему методической работы с молодым специалистом, мы условно разделили на три этапа: диагностический, реализационный, аналитический.
На первом этапе нужно выяснить, какие трудности испытывает молодой педагог. Разработать план работы молодого специалиста и наставника. Оказать помощь в составлении календарно-тематического плана. Помочь в подборе литературы и ресурсов интернета.
Следующий этап, реализационный, включает в себя оказание помощи в работе с родителями. Именно работа в этом направлении у многих молодых педагогов вызывает затруднение. Взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями
Мы можем безупречно выглядеть и обладать прекрасными профессиональными знаниями и умениями, но если мы не сможем найти общий язык с родителями дошкольников - все наши усилия по созданию положительного имиджа окажутся бесполезными. Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.
Учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего времени, работу старались организовать компактной, но эффективной.
Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности, - должны стать основными формами взаимодействия молодого педагога с семьями воспитанников.
Опираясь на образовательную программу ДОУ, учитывая возрастные особенности детей мы разработали план работы с родителями. Куда вошли: родительские собрания, круглые столы, индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки, фотогазеты, участие в конкурсах.
В общении с родителями посоветуем молодому педагогу, использовать как традиционные методы общения, так и современные - через мессенджеры, социальные сети, предоставляя информацию на сайт ДОУ. Где мы делимся с родителями новостями, выкладываем фотографии с праздников. Родители также могут поделиться с нами - оставлять отзывы, комментарии. Это обеспечивает открытость нашей работы и формирует доверие родителей.
Одной из важной и более успешной, на наш взгляд, формой взаимодействия молодого педагога и родителя, является организация и проведение различных конкурсов в группе и детском саду.
Семейные творческие конкурсы могут стать доброй традицией в детском саду и формой работы с семьей. Семейные конкурсы являются одним из способов сделать образовательный процесс ДОУ открытым, видимым для родителей, а также методом проведения оценки качества образования в ДОУ семьями воспитанников.
Конкурс - это не просто мероприятие в стенах ДОУ, это продолжение и расширение образовательного процесса, в котором участвуют ребенок, родитель и педагог. Воспитатели помогают семье подготовиться к участию в конкурсе, ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к конкурсам серьезно, знакомясь с положениями и системой оценки.
Таким образом, через конкурсное движение в ДОУ педагогический коллектив решает для себя важную задачу по преемственности воспитания ребенка в семье и детском саду. Виды и тематику конкурсов нужно подобрать так, чтобы каждый родитель мог найти интересное и увлекательное для себя и своего ребенка. При выборе и планировании конкурсов и их тематики мы должны учитывать потребности и возможности разных семей, а также методические задачи педагогического коллектива на учебный год. Конкурсы должны быть разнообразны по видам деятельности. Это конкурсы фотографий и детского рисунка, конкурсы ручных поделок, спортивные конкурсы, театрализованные конкурсы и конкурсы чтецов.
Активность родителей в конкурсах будет проходить на высоком уровне если их заинтересовать награждением грамотами или поощрительными призами детей, они обязательно проявят свое творчество, мастерство и фантазию.
Организация и проведение детско-родительских конкурсов активизирует и сближает родителей с детским садом. Целью организации конкурсного движения в ДОУ является не только расширение социального и образовательного пространства для ребенка и родителей, создание условий для приобретения социального опыта в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка, но и сближение и сотрудничество молодого педагога с родителями.
Конкурсы для детей и их семей являются по своей сути образовательным проектом. Особое внимание нужно уделить разработке положений конкурсов - документов, которым руководствуются все участники конкурса. Положение содержит условия проведения и условия оценки конкурса (критерии оценки, состав жюри). Положение конкурса размещается заранее, в родительском уголке и на сайте детского сада. Задача молодого педагога в ходе подготовки к конкурсу является вовлечение родителей в конкурсное движение. Например, при подготовке к конкурсу театральных миниатюр, родители участвуют в изготовлении костюмов для своих детей и декораций.
Но самое главное, тщательно продумать процедуру оценки и награждения участников конкурса. В конкурсах всегда должны быть победители, но лучшей оценкой становится радость детей. Конечно нужно смягчить процедуру и предлагать разные номинации конкурсов, чтобы было больше призеров.
Так постепенно устанавливаются доверительные отношения в совместной деятельности родителей с молодым педагогом. Родители становятся более отзывчивыми на просьбы педагогов, интересуются следующими мероприятиями, не отказывают в помощи по группе или субботниках
Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения.
Родители непременно будут проявлять искренний интерес к жизни группы, научатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволяет решить те задачи, которые мы перед собой ставили.
Третий этап работы с молодым педагогом – аналитический. Нужно подвести итоги, обсудить различные ситуации.
Приложение 1
Родительское собрание в старшей группе.
Нетрадиционная форма работы с родителями (творческие посиделки)
Воспитатели: Фролова Н. П.
Танана М. С.
Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о взаимоотношениях с детьми.
Я постараюсь Вам донести информацию в легкой форме. А вы станете активными участниками сегодняшней встречи.
Скоро новый год - это семейный праздник к нам на встречу пришла вот такая гостья, нам надо ее украсить (выставляется елка)
Подумайте и поразмышляйте (берем лучик, читаем, размышляем, составляем снежинку)
Какое место занимает ребенок в семье?
Продолжите ряд высказываний.
Родной дом ребенка там:
Где с ним считаются;
Где уважают его желания;
Где его принимают и слушают;
Где его с нетерпением ждут;
Где можно. Не боясь насмешек, поплакать;
Где в него верят;
Где знают, какой он замечательный;
Где учитывают его собственное мнение;
Все правильно и верно.
Каждый ребенок, для каждого родителя самый лучший, самый любимый и самый талантливый.
Попрошу Вас, Уважаемые родители! Подумать и сказать добрые слова о своем ребенке и повесить вот такую блестящую снежинку на нашу елочку.
Возьмите пожалуйста снежинку и начните свое пожелание такими словами:
«Я горжусь, что мой сын ставит цели и достигает их. (Ваша очередь и т. д) Здорово, очень приятно. Какие у нас замечательные дети.
Я предлагаю Вам говорить это своим детям, обнимая их, глядя в глаза каждый день, для них это очень важно.
А еще на нашей елочке есть письмо от Деда Мороза, это пожелание всем родителям (читает письмо)
Здравствуйте уважаемые родители! Обращаюсь к вам с вопросом.
Часто ли вы говорите ребенку, что он умница, красавица, принцесса, смелый, мамин помощник.
Как правило не часто. Хвалим мы в меру, только за дело. А как на это реагирует ребенок, почти уверен, очень любит, счастлив, когда его хвалят. Т. е. получается, что вы родители знаете, как ребенок жаждет похвалы, но удовлетворить эту жажду не торопитесь. Но, как же скажите вы родители, хвалить его еще, нос задерет, да и не за что, он и так прекрасно знает, что он хороший. Я уверен, что на мои слова, о том, что детей надо не просто хвалить, вы можете сказать, что я преувеличиваю. Мы читали в интернете, от подруг слышали, видели с экранов телевизора, говорят совсем другое. А вы попробуйте, попробуйте скажу вам я. И увы увидите сами, действительно в ваших словах много спорного и непривычного. Нам родителям хочется чаще указывать на его недостатки: не правильно сделал, не так сел, ни ту конфету взял, не так тихо сказал.
И я хочу вам предложить вот такие памятки от меня:
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
2. Чаще проявляйте нежность к ребенку: обнимайте не менее 8 раз в день, хвалите.
3. Интересуйтесь у ребенка, как прошел день, с кем он играл, как складываются отношения с ребятами, было ли ему весело, не скучал ли он.
4. Выслушайте ребенка и отвечайте на его вопросы, просьбы и жалобы.
5. Помогайте ребенку развивать его умение и таланты.
6. Предоставлять ребенку возможность самостоятельно принимать решения.
7. Уважайте право ребенка на собственное мнение.
8. Устраивайте семейные прогулки, посещения театров, музеев.
9. Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком.
Подумайте и закончите, пожалуйста предложения.
1. Если ребенка постоянно критикуют, то он становится (замкнутым, неуверенным)
2. Если ребенок живет во вражде, то он становится (агрессивным)
3. Если ребенка упрекают, то он учится (жить с чувством вины)
4. Если ребенок растет в терпимости, он учится (понимать других)
5. Если ребенка хвалят, то он становится (уверенным)
6. Ребенок в безопасности, он учится (доверять)
7. Ребенка поддерживают, он учится (ценить себя)
8. Ребенка высмеивают, то он становится (замкнутым, не уверенным)
9. Если ребенка понимают, он учится (доверять)
10. Если ребенка физически наказывают, то он становится (агрессивным)
11. Если ребенок воспитывается в атмосфере умиления, вседозволенности, то он становится (эгоистичным)
12. Если в ребенке предъявляются завышенные требования, то он становится (тревожным)
13. Если в ребенке подавляется самостоятельность, то он становится (нерешительным, инфантильным)
14. Если действия ребенка жестко контролируются, то он становится (лживым, озлобленным, скрытым)
Вот такое послание от Деда Мороза. Продолжим дальше наряжать нашу елочку.
Подумайте, что сегодня вы сделаете вместе с ребенком, придя с родительского собрания. А чтобы слова не были пустыми, мы с вами закрепим их вот такими елочными игрушками (раздать новогодние игрушки)
-Сегодня вечером я пообещаю почитать ее любимую сказку.
-Сходить в зоопарк; кинотеатр; в аквапарк.
-Построить замок из конструктора; и т. д.
Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными.
Надеемся, что ваши обещания исполнятся. А кто еще не решил, мы приглашаем Вас в мастерскую Деда Мороза. Мы вам расскажем каким материалом можно воспользоваться в домашних условиях, чтобы уделить ребенку время весело и задорно.
Приложение 2
Памятка для молодого педагога ДОУ в работе с родителями : «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Основные задачи взаимодействия воспитателя с родителями являются :
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются :
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Уважаемые педагоги, помните:
1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения
о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Желаем удачи во взаимодействии с родителями!