Олеся Вандина
Опыт работы «ЦОС в логопедической работе»
▼ Скачать +Заказ
ЦОС в логопедической работе
из опыта работы Вандиной Олеси Николаевны, учителя-логопеда МДОБУ ЦРР д/с «Айгуль» г. Сибай РБ
«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». В. Г. Белинский.
Публикация «Опыт работы „ЦОС в логопедической работе“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме использования цифровой образовательной среды в дошкольном учреждении при коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников. Раскрыт опыт применения ИКТ в работе с данной категорией детей. Приведены примеры компьютерных игр, которые помогают исправлять речь дошкольников с ОВЗ. Также представлен опыт использования ИКТ в работе с родителями.
Ключевые слова: ЦОС, ИКТ, ОВЗ, ТНР, коррекция речи, мотивация.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его
в школе. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что дошкольный возраст - это уникальный период стремительного развития речи и ее коррекции. Так же мы не можем отрицать то, что в настоящее время цифровое пространство становится неотъемлемой частью жизни каждого ребенка.
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. Поэтому, формирование цифровой образовательной среды на любом уровне образования, в том числе и дошкольном — насущная необходимость.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – особая категория детей, у которых здоровье препятствует освоению специальных программ самостоятельно, поэтому с такими детьми ведется специальная коррекционная работа. Дети с тяжелым нарушением речи (ТНР) – одна из категорий детей с ОВЗ. Это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Коррекция речи, которой занимается учитель-логопед, требует регулярных, планомерных, кропотливых занятий, многократных повторов и большого количества иллюстрированного материала. Поэтому логопеды находятся в постоянном поиске и разработке новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы - это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). У детей с ТНР очень низкая мотивация к обучению, но даже такие дети неравнодушны к информационным технологиям. Яркий цвет, движение, звук – все эти факторы могут долго удерживать внимание ребенка и помогают делать обучение более осознанным. Умелое их использование позволяет развивать фонематические процессы, способствует активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяет словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи, то есть повышается эффективность всей коррекционной работы в естественных для ребенка условиях — игровой деятельности.
Рассмотрим использование цифровой образовательной среды (ЦОС) в логопедической работе на примере работы логопедов МДОБУ ЦРР д/с «Айгуль» г. Сибай РБ. Она включает в себя:
1) Комплекс информационных образовательных ресурсов РФ;
2) Совокупность технологических средств ИКТ: компьютер, проектор, программные и мультимедийные средства (аудио, видео, интерактивный логопедический комплекс «Теремок», логопедические компьютерные игры;
3) Персональный сайт учителя-логопеда;
4) Популярные приложения и месседжеры для обмена мгновенными сообщениями и видео с родителями воспитанников, интернет площадки для проведения занятий и консультаций для родителей в онлайн формате.
Начнем с того, что комплекс информационных образовательных ресурсов значительно облегчает работу логопеда и дает новые возможности профессионального роста. С помощью интернета можно знакомиться с новинками в логопедической практике, делится опытом работы, повышать свою квалификацию. Прибегая к различными интернет-ресурсам возможно преобразование предметно-развивающей среды, использование новой наглядности, расширение возможности познания окружающего мира детьми.
Большим подспорьем для логопедов стали интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми : www.logozavr.ru, www.solnet.ee, www.detiseti.ru, www.teremoc.ru, www.lohmatik.ru, www.internetenok.narod.ru, www.nachalka.com, https://mersibo.ru.
Средства ИКТ уже давно и прочно вошли в работу логопеда. Ведение документации, создание и хранение учебно-методического комплекса уже немыслимы без цифрового формата.
В коррекционной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями ИКТ используется с целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и речи посредством обучающих компьютерных программ. Они используется на разных этапах логопедической работы.
На подготовительном этапе для включения в занятие, сказочные сюжеты привлекают ребенка, удерживают его внимание и интерес при проведении артикуляционной гимнастики; упражнениях для развития речевого дыхания; зрительного и слухового внимания; фонематического слуха; при подготовке руки к письму. При автоматизации и дифференциации звуков, выполняя задания различных героев, ребенок должен произнести автоматизируемый звук правильно, чтобы продолжить игру или выполнить безошибочно задание на классификацию слов с изучаемым звуком. При работе над словарем и грамматическим строем речи дети так же с огромным удовольствием выполняют различные задания и проходят увлекательные квесты. На этапе развития связной речи с ИКТ появляется уникальная возможность оживить картинки. При подготовке к обучению грамоте и обучению чтению ИКТ так же вносят свою лепту.
Компьютерная дидактическая игра – это вид игровой деятельности, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели. К компьютерной дидактической игре выдвигается ряд правил: целесообразность, оптимальное сочетание с другими методами обучения, чёткие правила, динамичность, решение дидактических целей, чёткая система оценивания и возможность рефлексии после игры. Можно назвать ряд логопедических игр, применяемых в нашей практике.
«Игры для Тигры». Это комплексная логопедическая программа для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которая состоит из блоков: Фонематика. Просодика. Лексика. Звукопроизношение.
Данная программа содержит более 50 упражнений в 5 разделах:
1) Упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи);
2) Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова);
3) Задания на модуляции голоса (управление громкостью и высотой);
4) Упражнение на звуковой анализ и синтез;
5) Лексические упражнения.
«Лого Ассорти». Универсальный комплект материала для проведения логопедических занятий, состоящий из 5 блоков и 30 игр:
1) Речевое дыхание, воздушная струя.
2) Постановка, автоматизация и дифференциация «трудных звуков».
3) Развитие фонематического слуха, звукового анализа.
4) Лексико-грамматические категории и связная речь.
5) Все виды моторики.
Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно».
Игра, так же состоит из основных блоков: Неречевые звуки. Звукопроизношение. Речевые звуки. Развитие связной речи.
Обучающая программа «Домашний логопед» - эффективная программа для работы над трудными звуками, которая включает более 350 разнообразных упражнений, 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение сложных звуков. Программа содержит четыре раздела: Гласные звуки; Согласные звуки; Советы родителям; Мини игры: «Звуковичок» и «Угадай-ка».
«Баба Яга учится читать» - программа для обучения навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация, озвучка героев известными актёрами делают игру особенно увлекательной. Игра состоит из 3 блоков: «Букварик», «Слогарик», «Карта с заданиями».
Эффективным и удобным способом представления детям различной информации служат мультимедийные презентации Microsoft Power Point. Преимуществом данных презентации является: наглядность, удобство, простота, быстрота. Такие презентации способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют иозможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, звукового оформления. Разработанные материалы, применяемые на различных этапах коррекционно-образовательной работы, соответствуют требованиям и используются в гармоничном сочетании с традиционными технологиями логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной речи. В работе применяются, как авторские презентации, так и готовые презентации коллег из интернета. За годы практики разработана целая медиатека презентаций по разделам: Артикуляционная гимнастика; Звукопроизношение; Звуковой анализ и синтез; Лексика; Грамматика; Связная речь.
Важно отметить, что мероприятия с использованием компьютерных технологий с детьми проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:
- использование новых моделей компьютера (в нашем случае – это логопедический «Теремок»;
- работа с компьютером не более 2х раз в неделю;
- проведение гимнастики для глаз:
- работа за компьютером не более 20 мин.
В современной действительности совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и логопеда несет в себе персональный сайт учителя-логопеда. Именно такой сайт, под названием «Речецветик» (https://rechezvetik.ucoz.ru), был создан для родителей логопедической группы детского сада «Айгуль» (г. Сибай) в поисках эффективных форм работы с родителями и логопедической пропаганды. Использование данного сайта помогает любому родителю получить большой объем информации о речевом развитии детей: просмотреть консультационные материалы по коррекции речевых нарушений; получить конкретные рекомендации по занятиям с детьми; узнать еженедельное домашнее задание для закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях; воспользоваться большой подборкой игр и речевого материала для автоматизации поставленных звуков.
В меню сайта отражаются следующие разделы:
1) «О развитии речи», где родители могут найти много полезной информации об этапах развития речи, признаках нарушений речи, видах дефектов речи и возможных причинах ее нарушений.
2) В разделе «Артикуляционная гимнастика» раскрывается ее значение для коррекции речевых дефектов, методика проведения гимнастики для язычка, а так же подробно описываются все упражнения и содержится видеоматериал по выполнению всех упражнений. Такой видеоархив является своего рода шпаргалкой для родителей. Ведь познакомившись с этими упражнениями на первых консультациях, им приходится ежедневно выполнять их вместе с детьми, а это видео легко поможет вспомнить любое упражнение.
3) В разделе «Автоматизация поставленных звуков» материал делится по звукам. Выбирая «Автоматизация звуков» - «Звук «С», осуществляется переход на страничку, где придерживаясь методики сначала дана: правильная артикуляция звука [с]. Затем автоматизация звука [с] изолированно: упражнение "Насос", автоматизация звука [с] в слогах, в чистоговорках, в словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова, автоматизация звука [с] в предложениях и в стихотворениях. Материал на каждый звук содержит не только картинки, но и видеоматериал (видео). Подобный материал на автоматизацию звуков подобран на каждый звук.
4) Не менее актуальным является раздел «Домашнее задание». Логопедические занятия подразумевают под собой закрепление полученных навыков дома. Поэтому в конце недели родителям выдается задание на закрепление всех знаний и умений, полученных детьми в течение недели. Еженедельно сайт пополняется такими лексико-грамматическими заданиями в зависимости от темы недели. Эта рубрика не заменяет тетрадь для домашних заданий, а во многом ее дублирует и дополняет. Особенно актуальными такие задания становятся во время болезни детей или длительного карантина.
5) В разделе «Лексические темы» размещено тематическое планирование на год.
6) В разделах «Каталог файлов» и «Каталог статей» представлены консультативные материалы и опыт работы.
7) В разделе «Фотоальбом», с письменного разрешения родителей, размещены фотографии, на которых изображены фрагменты занятий с детьми.
8) В разделе «Игры» находятся ссылки на различные образовательные порталы, с познавательным видео и обучающими играми.
Преимущества использования сайта в работе с родителями :
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность продемонстрировать любые документы, фото и видеоматериалы;
• оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы с родителями;
• рост объема и оперативное получение информации.
ИКТ занимает особое место в работе с родителями. Популярные приложения и месседжеры для обмена мгновенными сообщениями и видео с родителями воспитанников предоставляют возможность родителям получать оперативную информацию о результатах коррекционной работы. Видео фрагменты индивидуальных занятий приобрели особую актуальность в условиях карантина. Родитель, таким образом, получает возможность виртуально присутствовать на занятиях. Интернет предлагает нам целый ряд площадок для проведения занятий и консультаций для родителей в онлайн формате. Различная информация: объявления, записи занятий, фото и видеоматериалы публикуются на страничке закрытой группы «Вконтакте».
Таким образом, можно выделить преимущества информационно-коммуникационных технологий:
Вся информация даётся детям в наглядной и привлекательной форме.
Повышается мотивация и интерес детей к занятиям.
Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным.
Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.
Работа с родителями может носить дистанционный формат.
Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия хранятся в электронном варианте, что делает их более доступными.
Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребёнка, но и для самого педагога. Электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию и положительно сказывается на результатах логопедической работы. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. Поэтому, не следует забывать о том, что ЦОС является только средством, помощником педагога в развитии ребенка и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения.
Список литературы:
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих. -пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
3. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1. с. 47
4. Лизунова Л. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
5. Лынская М. И. «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3.
6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М. : Педагогика. 1988.
7. Новикова О. В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для развити операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся.
8. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.