МААМ-картинки

Педагогический проект «Формирование экологической грамотности дошкольников через познание природы родного края»

Елена Ромашова
Педагогический проект «Формирование экологической грамотности дошкольников через познание природы родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

1слайд: Уважаемые коллеги!

Разрешите представить педагогический проект на тему :

«Формирование экологической грамотности дошкольников через познание природы родного края».

6 слайд: Я считаю, что проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, гибнет животный мир. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Содержание экологического образования и воспитания детей в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольное учреждение.

Публикация «Педагогический проект „Формирование экологической грамотности дошкольников через познание природы родного края“» размещена в разделах

У каждого человека, живущего на земле, есть Родина: большая или малая. Тамбовская область – уникальный во многих отношениях регион России. Это край плодородных земель, богатых лесов, многочисленных рек и озёр. Наша задача научить детей знать и понимать природу родного края, восхищаться её красотой, нести ответственность за её состояние, понимать экологические проблемы и пути их разрешения.

7слайд: На современном этапе развития детей возникли противоречия:

• Между необходимостью обеспечения достижения конкретных результатов и малоэффективными формами работы, используемыми в ДОО, ограничением в сроках реализации задач;

-Между осознанием взрослыми того, что необходимо формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и отсутствием эффективной модели активного сотрудничества педагогов, родителей, представителей общественных организаций в планировании и организации образовательного процесса.

-Между необходимостью использования наглядных пособий, дидактических игр, оборудования по формированию экологических представлений у дошкольников и недостаточным оснащением предметно- развивающей среды по экологическому развитию в ДОО.

8слайд: В повседневном общении с детьми столкнулась со следующими проблемами:

-Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий приводят к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

-У детей не сформировано гуманное отношение к живым объектам флоры и фауны, отсутствует экологически-грамотное отношение к природе.

9Слайд : Цель моего проекта формирование у детей представлений о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

10Слайд: Для достижения выдвинутой цели мной решались следующие задачи:

* создать экологически благоприятную среду на территории ДОО для реализации приоритетного направления;

*развивать у детей старшего дошкольного возраста экологические представления, познавательные способности, знания о ценностях природы и правилах поведения в ней;

*расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире Тамбовского края;

* формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе;

*организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

*повысить активность педагогов и родителей в формировании у дошкольников экологических знаний;

*развивать сотрудничество, сотворчество и совместную деятельность работников ТОГАУ «Моршанский лесхоз», педагогов, родителей, представителей образовательных организаций;

* воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

*воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия;

*воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы : растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

11Слайд: Новизна проекта заключается в том, что проект является интегрированным проектом. Он тесно вплетё н в другие виды деятельности: ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительную деятельность, игровую, музыкальную, ручной труд. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Взрослый заранее моделирует проблемную мотивацию, дети самостоятельно предлагают различные пути решения проблем, действуя не по инструкции данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого мышления. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

12Слайд: Планируемые результаты проекта :

развитие у детей экологических представлений, познавательных способностей, знаний о ценностях природы и правилах поведения в ней;

создание экологически благоприятной среды на территории ДОО для реализации приоритетного направления;

расширение знаний детей о растительном и животном мире Тамбовского края;

установление сотрудничества с работниками Моршанского лесхоза и общественными организациями;

развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

формирование бережного отношения к природе, овладение навыками экологически безопасного поведения в природе;

включение в образовательный процесс активных форм взаимодействия всех субъектов: родителей, педагогов, детей;

повышение педагогической культуры родителей по теме проекта.

13Слайд: Моя работа над проектом разделилась на три этапа:

Подготовительный этап

сентябрь - октябрь 2015г.

Основной этап

ноябрь 2015г. – март 2016г.

Обобщающий этап

апрель 2016г.

14Слайд: Подготовительный й этап включал в себя следущюю работу:

Подбор и анализ научно-методической литературы по экологическому воспитанию.

Поиск, изучение эффективных технологий и методик в области экологического развития дошкольников.

Подбор методического инструментария для диагностики сформированности у воспитанников экологических знаний. Начальная диагностика детей.

Анкетирование родителей по проблеме.

Тестирование педагогов.

Разработка цели, задач и методов проекта.

Разработка перспективного плана работы по развитию у детей дошкольного возраста экологических представлений, познавательных способностей, знаний о ценностях природы и правилах поведения в ней.

Организация развивающего пространства.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы: памятки, анкеты, тесты и рекомендации для воспитателей, родителей.

15 Слайд:

В начале моего проекта я провела диагностику по выявлению экологических знаний. Результаты данной диагностики представлены на слайде.

16 Слайд На основном этапе реализации проекта проводилась следующая работа:

Проведение с детьми тематических, комплексных занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Рассматривание иллюстраций о природе родного края.

Беседы «Ты – часть природы», «Как вести себя в природе», «Живая и неживая природа».

Проведение тематических акций: «Покормите птиц зимой», «Каждому певцу по дворцу», «Озеленим свой участок», «Чистый берег», «Экологический десант».

Организация целевых экскурсий, прогулок.

Организация встреч с сотрудниками Моршанского лесхоза.

Конкурс детских творческих работ «Берегите лес», «Природа глазами детей»,

«Животные родного края» и др.

Чтение и обсуждение произведений «Сказки русского леса» О. Трушина, «Осинка», «Дуб», «Сосны», «Ели», «Рябина» И. Токмакова, «Как найти дорожку» В. Берестов, «Как лес помогает урожаю» по В. Бианки и др.

Проведение совместных мероприятий по формированию экологических знаний с дошкольниками и обучающимися МБОУ СОШ№3.

Конкурс исследовательских проектов экологической направленности.

17 слайд На следующих слайдах представлены фотоматериалы нашей работы. Для развития у детей экологич. представлений старшего дошкольного возраста, были созданы следующие условия: предметно пространственная среда в группах- уголки природы, экологич тропа на территории детского сада, оформлены цветники.

.

27Слайд В ходе проекта наблюдалось тесное сотрудничество с педагогами дошкольной организации :

Составила рекомендации для педагогов «Создание эколого-развивающей среды». Разработала конспекты занятий, развлечений для педагогов по формированию экологических знаний о природе родного края с родителями и детьми.

Провела консультации для педагогов «Прочтите детям о природе», «Животные и растения нашего края», «Создание мини-музеев экологического содержания»

28 слайд Большую помощь в реализации проекта оказали родители воспитанников. Содержание работы с родителями заключается в следующем:

Проведение родительских собраний «Берегите природу», «Формирование сознательного и бережного отношения к природе», бесед с родителями о важности данной проблемы, консультаций «В лес вместе с ребенком», «В союзе с природой», «Поведение детей в природе».

Проведение с родителями совместных праздников и развлечений по «Мы – друзья природы», «Земля – наш дом родной», «Путешествие в весенний лес».

Организация конкурса родительских плакатов «Берегите лес», поделок из природного материала «Папа, мама, я – творим чудеса».

Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группе для организации игровой деятельности детей.

Участие родителей в экологических акциях.

Создание фотоальбомов: «Лесные чудеса», «Мои наблюдения и исследования природы» ,«Наше лесное путешествие летом».

Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам природоохранительной деятельности человека).

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

Оформление папок-передвижек для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу».

29Слайд: На следующих слайдах представлены фотоматериалы о соотрудничестве с родителями. Также в ходе проекта было налажено сотрудничество со след организациями: с городской детской библиотекой, историко- худ музеем, с моршанским лесхозом,

31 слайд Обобщающий этап проекта включал в себя следующее:

Итоговая диагностика детей.

Изучение, обработка, анализ и обобщение полученных результатов проекта.

Подготовка и формулирование выводов

32 слайд При прохождении итоговой диагностики были достигнуты положительные результаты, которые мы можем увидеть на слайде.

33 Слайд В ходе проекта были достигнуты следующ результаты :

создана экологически благоприятная среда на территории ДОО для реализации приоритетного направления;

расширены знания детей о растительном и животном мире Тамбовского края;

у большинства детей развиты экологические представления, познавательные способности, знания о ценностях природы и правилах поведения в ней;

сформированы навыки экологически безопасного поведения в природе;

повысилась эффективность образовательного процесса по формированию у детей представлений о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности;

повысилась педагогическая культура родителей по теме проекта;

установлено сотрудничество с работниками Моршанского лесхоза и общественными организациями.

34 Слайд В Перспективе я планирую следующее : Создать ситуацию поиска новой информации и определить задачи нового проекта «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства решения задач по формированию основ экологической культуры детей дошкольного возраста.

35 слайд Практическая значимость проекта состоит :

Представление опыта работы на муниципальном уровне «Формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром».

Выступление на творческом объединении педагогов ДОО города «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».

Проведение городской викторины «Природа глазами детей».

Размещение материалов проекта на педагогических сайтах.

36 слайд Материалы пед. проекта размещены на следующих сайтах: на своей страничке в сети работников образования «Наша сеть», на личной странице сайта детского сада №2 «Березка».на международном образовательном портале маам

37 слайд В работе над проектом были использованы данные информационные ресурсы

1. Божович Л. И. Познавательный интерес. - М. : Просвещение,1994.

2. Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников : экологические праздники, викторины, занятия и игры) - Волгоград: Учитель, 2008.-157с.

3. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : Учебное пособие для пед. училищ. -М. : Просвещение, 1991.

4. Киреева Л. Г., Бережнова С. В. Формирование экологической культуры дошкольников : планирование, конспекты. - Волгоград: Учитель, 2008.-271с.

5. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2004.

6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2002.

7. Новицкая В. А., Римашевская Л. С., Хромцова Т. Г. Правила поведения в природе для дошкольников. Методическое пособие. -М. Педагогическая литература», 2011.-128с.

8. Рыжова Н. А. Программа Наш дом- природа, М., 2005.

9. Рыжова Н. А. ”Я и природа”, М., 2002.

10. Шорыгина Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Метод. рекомендации. Сфера 2009г.

Интернет ресурсы

https://www.maam.ru/

https://nsportal.ru

https://morshdetsad2.68edu.ru

Публикации по теме:

Консультация «Формирование экологической культуры дошкольника через общение с объектами природы» Дошкольный возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей.

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края Аннотация. В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной.

Презентация «Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы» Воспитатель МБДОУ д/с №33 «Золотой ключик»:Бобова В. В. Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической.

Консультация «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 445 г. Нижнего Новгорода г. Нижний Новгород 2017г.. Должны.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края Тема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из самых важных и значимых для нашей страны, а именно, для людей, живущих в ней. Как пробудить.

Отчёт по теме «Приобщение младших дошкольников к истории родного края через ознакомление с художественной литературой» Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, поэтому.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к природе и истории родного края Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В.

Педагогический опыт «Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного края» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема патриотического.

Педагогический проект «Знакомство с зимующими птицами родного края» муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад № 122 комбинированного вида «Золотая рыбка»..

Проект «Воспитание любви к малой Родине у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края» Визитная карточка портфолио учебного проекта Автор (ы) проекта Фамилия, имя, отчество Денисова Елена Валерьевна Город, район г. Рассказово.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Формирование экологической грамотности дошкольников через познание природы родного края»
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 10:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Формирование экологической грамотности дошкольников через познание природы родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ромашова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД