Светлана Сидорова
Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях идет переосмысление общечеловеческих и национальных ценностей, обновляется эстетическая культура, национальные традиции целых народов и народностей, что отражается на становлении мировоззрения детей. В этой обстановке особое внимание заслуживает формирование духовного мира. В то же время у ребенка появляется желание познать себя, активизируется чувство взрослости, интерес к национальной культуре, религии, эстетике, которые создают благоприятное условие для педагогического воздействия. Детские сады призваны обеспечить передачу подрастающему поколению многовекового опыта его трудовых, нравственных устоев и эстетических традиций, которые способны предотвратить духовное обнищание молодежи.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
Одним из действенных средств в его реализации является использование чувашского народного декоративно-прикладного искусства. Его образовательно-воспитательная сущность заложена в изначальной связи человека с природой, в древних языческих верованиях, в художественном отражении национального образа жизни, общечеловеческих духовных ценностях, которые проявляются также в системе этнических традиций, историко-культурной памяти, народном мировидении, нравственно-эстетических нормах. Ознакомление детей с идеями народной педагогики, приобщение к истокам народного творчества, эстетическим и трудовым традициям, развитие у них художественно-исполнительских трудовых умений и навыков, воспитание чувств в структуре личности становится содержательной основой формирования эстетической культуры. При этом необходимо широко опираться на труды известных мыслителей, педагогов, о воспитательной роли искусств в эстетическом воспитании.
Известно, что ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Поэтому общеметодологические и общепедагогические принципы его развития и воспитания конкретизируются и дополняются элементами народной педагогики.
Приобщение ребенка к национальным видам декоративно-прикладного творчества способствует развитию художественного вкуса, формированию эстетической культуры, воспитывает уважение к старшим, наставникам, самое главное, укрепляет духовно-нравственную связь поколений.
В условиях целенаправленного обучения и воспитания декоративно-прикладное искусство чувашского народа побуждает детей сознательности, вызывает у них волевое напряжение и эмоциональный подъем, а без воздействия на чувства невозможно воспитание духовно богатого, нравственно устойчивого человека. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность декоративно -прикладного искусства доходчива и играет определенную роль в трудовом и эстетическом воспитании и профессиональном становлении личности. Отечественная педагогика накопила немалый опыт воспитания средствами декоративно-прикладного искусства, народных ремесел и промыслов.
Однако, при всем многообразии научных трудов и исследований по этой проблеме отсутствуют специальные исследования, посвященные вопросам эстетического воспитания учащихся средствами декоративно - прикладного искусства чувашского народа. Недостаточное использование в процессе обучения национальных традиций, многовекового опыта народа в воспитании, способствовали нивелированию нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа. Из-за отсутствия целенаправленной работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством, традициями, обычаями, многие его стороны воспринимаются поверхностно, стихийно, вне системы, а порою искаженно и формировались в виде вредных пережитков, нелепых суеверий. Между тем, они были символами, образами, направленными на сохранение вечных общечеловеческих ценностей: мира в семье, любви к природе, заботе о доме и хозяйстве, человеческом благородстве, мужской порядочности, девичьей чести, людской честности, добра, чистоплотности, скромности.
В целях устранения этого серьезного пробела в образовании необходимо возрождение в детских садах системы эстетического воспитания в процессе приобщения учащихся к чувашскому декоративно-прикладному искусству. Полноценное усвоение прикладных видов искусств в формировании эстетической культуры детей возможно лишь при профессиональной подготовке воспитателя к ведению этой работы, к осуществлению интеграции учебных предметов: культуры родного края, изобразительного искусства, музыки и т. д.
Чувашское народное декоративно-прикладное искусство может служить эффективным средством формирования эстетической культуры детей, при условиях:
1) органической взаимосвязи занятий по чувашскому декоративно-прикладному искусству в целостном учебно-воспитательном процессе;
2) включения идей народной педагогики, эстетических традиций чувашского народа в содержание отдельных разделов учебных предметов: культуры родного края, изобразительного искусства, музыки;
3) соответствия видов декоративно-прикладного искусства возрастным возможностям и особенностям детей;
4) сочетаемости индивидуальной и коллективной форм работы для творческой деятельности учащихся;
5) подготовки и переподготовки воспитателя эстетического цикла на этнической традиционной культуре воспитания.
В процессе переосмысления обществом культурных ценностей, эволюции национальной культуры, наряду с прогрессивным в материальной сфере происходит заметное отставание духовного формирования личности современной молодежи. Большими возможностями в формировании эстетической культуры детей обладает чувашское народное декоративно-прикладное искусство как реальное отражение традиционной культуры эстетического воспитания. В связи с этим, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса позволяет совершенствовать процесс приобщения ребенка к народному идеалу красоты на основе трудовых традиций, с учетом особенностей материальной культуры этнических групп, народных рукоделий, ремесел, промыслов. Обобщение педагогического опыта, результаты научно-исследовательской работы позволили сформулировать следующие выводы :
1. Особое место в формировании эстетической культуры детей занимает чувашское народное декоративно-прикладное искусство, в котором концентрируется эстетический опыт прошлого, его особенности в трудовых традициях чувашей;
2. Формирование и постоянное обновление этнической региональной системы эстетического воспитания необходимо осуществлять при следующих условиях: интеграции учебных предметов: (культура родного края, изобразительное искусство, музыка);
3. Эффективность приобщения детей к национальной культуре усиливается благодаря обогащению содержания системы эстетико-художественного образования, организации эстетики семейного быта, расширения дополнительной формы эстетического воздействия детей в кружковой, исследовательской деятельности, проведения экскурсий, экспедиций, выставок детского творчества, встреч с мастерами народных промыслов и т. д. ;
4. Значимость народного опыта воспитания в формировании эстетической культуры детей возрастает с созданием благоприятных условий для профессионального роста воспитателя. С этой целью необходимо организовать согласованность действий органов управления образования и культуры, расширить сеть семинарских занятий, курсов повышения и переподготовки педагогических кадров;
5. Содержание традиционной культуры в эстетическом воспитании создает условия этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, расширяет возможности вариативного образования.