Лилия Денисова
Декоративно-прикладное искусство художественных промыслов в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно-прикладное творчество в ДОУ.
На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, чувства, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством практической направленности вещи с ее декором, национальным колоритом. Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников. Ведущая цель - достичь тесного единства трудового, нравственного и эстетического воспитания для всестороннего развития личности каждого ребенка.
Публикация «Декоративно-прикладное искусство художественных промыслов в ДОУ» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.
3. Формирование обобщённых знаний и умений:
- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции, умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;
- воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
Вторая младшая группа.
Во второй младшей группе начинают формировать интерес к изобразительному искусству. Детей учат замечать яркость цветовых образов в картинке, иллюстрации, народной игрушке (дымковской, филимоновской, матрёшке). Рассматривание организуется так, чтобы ребёнок смог выделить форму, цвет, элементы украшения.
Средняя группа.
Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на её примере можно учить детей декоративному рисованию. Роспись объёмной игрушки пока не доступна детям.
В этом возрасте дети только начинают овладевать приёмами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дымковской росписи.
Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дымковской росписи (сочетание красного, жёлтого, синего, зелёного, чёрного цветов).
В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства. В Данном случае с самой игрушкой: яркой, праздничной, радующей глаз.
Старшая группа.
задачи:
- продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов,
- закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушке;
- познакомить с городецкой, хохломской, жостовской росписью.
Последовательность ознакомления с росписью:
Эстетическое восприятие изделий народных мастеров. Определение вида росписи, прикладной направленности изделия: посуда, доска, декоративное панно, игрушка). Восприятие узора: выделение содержания узора (например, в городецкой росписи – цветы, листья, птицы, определение колорита узора и связи его с назначением предмета.
К восприятию произведений народного декоративно – прикладного искусства детей уже приобщили во второй младшей и средней группах. Им предлагали расписывать силуэты дымковских и филимоновских игрушек. В старшей группе эта работа продолжается. При рисовании по мотивам городецкой росписи нужно обратить внимание детей на особенности ее цветового и композиционного решения: в середине изображается большой цветок, а слева и справа — одинаковые по цвету и величине цветы, листья.
Затем, рассматривая с детьми предметы или иллюстрации с городецкой росписью (сундучок, доску, декоративное панно, блюдо и пр., следует обратить их внимание на то, что сочетание крупного цветка с более мелкими является основой городецкой композиции.
Подготовительная группа.
Задачи:
- продолжать развивать декоративное творчество детей;
- развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, дымковская, жостовская, филимоновская, тверская и др.);
- учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определённого вида;
- закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек;
- закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того лили иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
К концу года дети могут:
- знать разные виды декоративно-прикладного искусства;
- называть средства выразительности;
- высказывать эстетические суждения о произведениях искусства;
- создавать индивидуальные декоративные композиции;
- использовать в рисовании разные материалы и способы изображения.