Ольга Еремеева
«Чудеса из теста». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
▼ Скачать + Заказать документы
ЧУДЕСА ИЗ ТЕСТА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Задачи
3. Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия
4. Ожидаемые результаты
5. Учебно-тематический план
6. Содержание образования
7. Методическое обеспечение
8. Материально-техническое оснащение
9. Литература
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «„Чудеса из теста“, Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
1.1. Программа «Чудеса из теста» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной программой центра и является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
1.2. Актуальность программы заключается в востребованности услуг по обучению технике и технологии изготовления изделий из солёного теста.
1.3. Назначение программы заключается в оказании услуг по обучению детей не только общеобразовательных школ, но и детей с особыми образовательными потребностями. Это дает возможность таким детям легче адаптироваться в социуме.
1.4. Цель: привитие практических умений и навыков и развитие творческих способностей в процессе обучения изготовлению изделий из солёного теста.
1.5. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы М Антиповой «Солёное тесто. Необычные поделки и украшения». При этом взятые из неё разделы адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
1.6. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством группах и оценкой физического состояния, с элементами целевой, предназначенной для детей с умственной отсталостью.
1.7. По содержанию деятельности программа является познавательной с элементами коррекционной.
1.8. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности в области искусства изготовления поделок из солёного теста, нацеленной на получение сведений по этой дисциплине и формирование элементарных предметных и ключевых компетенций в данной области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в сфере досуга.
1.9. По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний по интересующей дисциплине и формирующей элементарные предметные и ключевые компетенции в области знаний о лепке поделок из солёного теста.
1.10. Исходной теоретической основой программы являются положения о
• предоставлении детям возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;
• искусстве как факторе всестороннего развития творческих способностей человека.
1.11. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребёнка.
1.12. Отличительными особенностями программы являются её практическая направленность. Дети с раннего возраста умеют лепить из пластилина, и им не составит труда научиться работать с солёным тестом, что поможет детям с различным интеллектуальным уровнем развития и физическим здоровьем успешно усваивать курс.
1.13. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого ребёнка.
1.14. Срок реализации программы :
• программа рассчитана на два года обучения;
• общая продолжительность обучения составляет 144 часа (72 часа в год).
1.15. Режим занятий:
• занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительностью 90 минут, с перерывом продолжительностью 15 минут или 2 раза в неделю по 1 учебному часу (по 45 минут);
• принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья.
1.16. Возраст учащихся: 8 – 12 лет, детей с умственной отсталостью – 12 – 15 лет.
1.17. Количество учащихся в группе: не менее 15 человек, для детей с умственной отсталостью – не менее 10 человек.
1.18. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
1.19. Программа реализуется по безоценочной системе.
1.20. Программа реализуется через аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются:
• теоретические занятия;
• практические занятия;
• индивидуальные и групповые формы работы.
1.21. Формы подведения итогов реализации программы :
• текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование практических умений;
• промежуточный контроль в ходе первого года обучения без специально отведённого для него времени в форме мониторинга по результатам участия учащихся в выставках творческих работ и конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня;
• итоговый контроль осуществляется в течение второго учебного года в режиме работы центра без специально отведенного для него времени в форме мониторинга по результатам участия учащихся в выставках творческих работ и конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня в течение всего курса обучения.
1.22. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:
• учёт нарушений в сфере отношений, в том числе и с самими собой, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей, патологического развития характера;
• использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
• привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
• создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.
2. ЗАДАЧИ
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
• научить основным приёмам работы с солёным тестом;
• побуждать воспитанников вносить в работу элементы фантазии, разнообразие;
• развивать у учащихся индивидуальные творческие способности;
• способствовать воспитанию эстетических представлений, культуры труда, аккуратности и усидчивости.
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие предметные компетенции:
• знать теоретические основы работы с солёным тестом;
• уметь изготавливать объёмные и сложные изделия из солёного теста.
Также в процессе реализации программы будут формироваться следующие ключевые компетенции:
1. ценностно-смысловые – умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому учебному предмету;
2. учебно-познавательные – умение пояснить цель, осуществить её реализацию, давать самооценку своей учебной деятельности;
3. социокультурные – иметь представление о социальных нормах и ценностях; осознанный опыт жизни в обществе; владеть элементами художественно-творческих компетенций исполнителя, слушателя;
4. коммуникативные – владеть способами совместной деятельности в группе, иметь позитивные навыки общения;
5. информационные компетенции – владеть навыками работы с различными источниками информации, уметь выделять в ней главное и необходимое;
6. здоровьесберегающие – умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
1. Вводное занятие. 2
Объёмные поделки из теста
2. Технология изготовления объёмных поделок из теста 2
3. Цветы и листья 4
4. Ягоды. Грибы 4
5. Фрукты. Овощи 4
6. Вазы и корзины 4
7. Подкова на счастье 4
8. Украшения-подвески 4
9. Птицы. Животные. 4
Поделки из теста в сочетании с природными материалами
10. Технология изготовления поделок из теста в сочетании с природными материалами 2
11. Ёжик из шишки 4
12. Лягушонок 4
13. Старичок-лесовичок 4
14. Черепашка 6
15. Лебедь 6
16. Фоторамки 6
17. Подсвечники 6
18. Итоговое занятие 2
Итого 72
2 год обучения
1. Вводное занятие. 2
Объёмные поделки из теста
2. Технология изготовления объёмных поделок из теста 2
3. Дары осени в корзинках 6
4. Фигурки животных 6
5. Фоторамки и подсвечники 6
6. Подставки для салфеток 6
7. Деревья 6
8. Ёлки и украшения для них 6
9. Поздравительные открытки 6
Картины из теста с элементами ткани
10. Технология изготовления картин из теста с элементами ткани 2
11. Картина «Восточные мотивы» 6
12. Картина «Белеет парус одинокий» 8
13. Картина «Цветы и бабочки» 8
14. Итоговое занятие 2
Итого. 72
5. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1 год обучения
Вводное занятие (2ч)
Знакомство с планом работы объединения. Техника безопасности.
Технология изготовления объёмных поделок из теста (2ч)
Материалы и инструменты для замешивания солёного теста. Материалы и инструменты для изготовления изделий из солёного теста. Секреты приготовления солёного теста. Инструменты для окрашивания изделий из солёного теста.
Цветы и листья (4ч)
Простой цветок и листок Цветок с лепестками. Подсолнух. Цветок в вазе. Подготовка теста. Поэтапное изготовление различных видов цветов. Оформление изделия в цвете. Покрытие лаком.
Ягоды Грибы (4ч)
Малина. Вишенка. Гриб-боровик. Опёнок. Подготовка теста. Выбор сюжетной композиции. Изготовление изделия. Сушка. Оформление изделия в цвете. Лакирование.
Фрукты Овощи (4ч)
Яблоко. Груша. Виноград. Морковка. Свекла. Капуста. Подготовка теста. Изготовления изделия. Сушка. Оформление изделия в цвете. Покрытие лаком.
Вазы и корзины (4ч)
Ваза с горохами. Полосатая ваза. Ваза с ребристыми полосками. Изготовление корзин разными способами. Подготовка теста. Выполнение изделий разных видов. Сушка. Оформление изделий в цвете. Покрытие лаком.
Подкова на счастье (4ч)
Изготовление подковы с разными мотивами (цветы, фрукты, ягоды). Подготовка теста и других необходимых материалов. Изготовления выбранной композиции. Склеивание деталей. Сушка. Окрашивание изделия. Лакирование.
Украшения-подвески (4ч)
Кулон-сердечко. Кулон-ракушка. Кулон именной. Кулон-оттиск. Подготовка теста и других необходимых материалов. Изготовления выбранной композиции. Склеивание деталей. Сушка. Окрашивание изделия. Лакирование.
Птицы Животные (4ч)
Вводный инструктаж к началу работы. Особенности выполнения поделок. Аист. Сова. Цыплёнок. Пингвин. Медвежонок. Поросёнок. Слон. Поэтапное выполнение животных. Оформление изделия в цвете. Покрытие лаком.
Технология изготовления поделок из теста в сочетании с природными материалами (2ч)
Общее о технике лепки из теста с сочетанием природных материалах. Инструктаж о требуемом материале.
Ёжик из шишки (4ч)
Подготовка к работе. Поэтапное выполнение деталей изделия. Создание композиции (листок, грибок, яблоко). Склеивание деталей. Оформление изделия в цвете. Оформление готового изделия.
Лягушонок (4ч)
Знакомство с характерными особенностями этих животных Выбор природного материала для создания изделия. Лепка деталей из теста. Последовательность изготовления. Склеивание деталей. Оформление поделки в цвете. Лакирование.
Старичок-лесовичок (4ч)
Выбор сюжетной линии. Подготовка теста и других необходимых материалов. Изготовление отдельных частей поделки (голова, руки, башмачки и т. д.). Склеивание отдельных деталей в единое целое. Оформление в цвете. Лакирование.
Черепашка (6ч)
Подготовка теста и других необходимых природных материалов. Изготовление отдельных частей поделки (голова, лапки). Склеивание отдельных деталей в единое целое. Оформление в цвете. Лакирование.
Лебедь (6ч)
Знакомство с характерными особенностями птиц. Выбор природного материала для создания изделия. Лепка деталей из теста. Последовательность изготовления. Склеивание деталей. Оформление поделки в цвете. Лакирование.
Фоторамки (6ч)
Фоторамка «Валентинка», фоторамка с золотой рыбкой. Изготовление каркаса для фоторамки. Подготовка теста. Выполнение деталей. Склеивание. Оформление в цвете. Лакирование.
Подсвечники (6ч)
Подсвечник «Кошки», подсвечник «Валентинка» и другие. Выбор сюжетной линии. Подготовка теста. Поэтапное выполнение. Склеивание деталей. Оформление в цвете. Лакирование.
Итоговое занятие (2ч)
Оформление и проведение выставки работ учащихся объединения. Подведение итогов работы объединения.
2 год обучения
Вводное занятие (2ч)
Знакомство с планом работы объединения. Техника безопасности.
Технология изготовления объёмных поделок из теста (2ч)
Материалы и инструменты для изготовления объёмных поделок из солёного теста. Материалы и инструменты для замешивания солёного теста. Инструменты для окрашивания изделий из солёного теста. (Повторение)
Дары осени в корзинах (6ч)
Корзина. Элементы композиции (фрукты, овощи). Подготовка теста. Поэтапная лепка. Сборка композиции. Сушка. Оформление изделия в цвете. Покрытие лаком или акрилом.
Фигурки животных (6ч)
Вводный инструктаж к началу работы. Особенности выполнения поделок. Мышка. Ёжик. Кот. Заяц. Корова. Черепашка. Поэтапное выполнение. Практическое выполнение. Оформление изделия в цвете. Покрытие лаком.
Фоторамки и подсвечники (6ч)
Фоторамка с морскими мотивами. Фоторамка и подсвечник с осьминогами. Фоторамка и подсвечник с подсолнухами. Фоторамка «Фруктовое изобилие». Подсвечник «Цветочные мотивы» Вводный инструктаж к началу работы. Особенности выполнения изделий. Практические занятия. Сушка. Оформление изделия в цвете. Покрытие лаком.
Подставки для салфеток (6ч)
Выбор формы подставки. Составление композиции. Изготовление элементов. Скрепление элементов. Сушка готового изделия, покраска, лакирование.
Деревья (6ч)
Дерево с листьями и плодами. Бамбуковая роща. Приготовление теста. Выполнение работы. Оформление, склеивание. Сушка. Окрас изделия. Лакирование.
Ёлки и украшения для них (6ч)
Ёлка из фигурных пластов теста. Ёлка из рюшек. Ёлка из лапши. Ёлочные украшения. Выбор вида ёлки и ёлочных украшений. Подготовка теста. Лепка. Сушка. Оформление изделия в цвете. Лакирование.
Поздравительные открытки (6ч)
Выбор темы поздравительной открытки. Подготовка теста. Поэтапное изготовление открытки. Сушка. Оформление открытки в цвете. Покрытие лаком.
Технология изготовления картин из теста с элементами ткани (2ч)
Знакомство с особенностями изготовления картин из солёного теста на ткани.
Картина «Восточные мотивы» (6ч)
Подбор материала для основы. Выбор сюжетной линии. Изготовление каркаса и фона картины. Поэтапная изготовление элементов картины. Сбор и склеивание элементов изделия. Сушка. Оформление в цвете. Лакирование.
Картина «Белеет парус одинокий» (8ч)
Выбор основы. Выбор сюжетной линии. Драпировка тканью. Поэтапная практическая работа. Сбор и склеивание элементов изделия. Сушка готового изделия. Оформление в цвете и покрытие картины лаком.
Картина «Цветы и бабочки» (8ч)
Подбор материала для основы. Выбор композиции цветов. Подбор ткани для основы картины Поэтапное выполнение работы. Сбор и склеивание элементов изделия. Сушка картины и оформление готового изделия.
Итоговое занятие (2ч)
Оформление и проведение выставки работ учащихся. Подведение итогов работы.
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическим основанием для разработки программы послужил тот факт, что лепить из солёного теста – увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. С удовольствием лепят из солёного теста малыши и дети старшего возраста. Работа с солёным тестом доступный вид декоративно-прикладного творчества.
Для занятий требуется прохладное помещение, так как жара и высокая влажность могут привести к тому, что изделия во время лепки будут расплываться на рабочем столе и терять первоначальную форму. Поверхность стола, на котором вымешивается и раскатывается тесто, должна быть гладкой и ровной. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нём, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Для соблюдения принципа наглядности руководитель оформляет стенд с готовыми изделиями, которые он сможет использовать при объяснении. По мере выполнения программы, лучшие работы будут пополнять стенд.
7. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
1. Для изготовления изделий из солёного теста понадобятся :
• деревянная скалка для раскатывания солёного теста. Можно использовать резиновый валик,
• кухонный нож или стеки – маленькие пластмассовые ножички,
• колёсико для резки теста, с помощью которого краям изделия можно придать красивую волнообразную линию,
• обычная вилка с четырьмя зубчиками,
• плоская расчёска,
• различные формочки для выпечки печенья,
• чеснокодавка,
• ситечко для заварочного чайника,
• пробка с резьбой,
• краски и мягкая кисточка,
• стакан с водой, клей ПВА,
• проволока, картон,
• шаблоны-заготовки элементов изделия,
• другие оригинальные вещицы.
2. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек
3. Доступ к информационно-коммуникационным сетям
8. Литература
для педагога
1. Антипова М. А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. [Текст] – Ростов н/ Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2009.-192 с., с илл.
2. Зимина Н. В. Шедевры из солёного теста [Текст] / Зимина Н. В. -М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.—192 с. : ил.
3. Энциклопедия женских рукоделий [Текст] - Ташкент: ККЖИ «Правда Восток»,1993.- 607с.
для учащихся
1. Зимина Н. В. Шедевры из солёного теста [Текст] / Зимина Н. В. -М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.—192 с. : ил.
2. Энциклопедия женских рукоделий [Текст] - Ташкент: ККЖИ «Правда Восток»,1993.- 607с.
3. Антипова М. А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. [Текст] – Ростов н/ Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2009.-192с., с илл.