Ирина Ваулина
Консультация «Что же такое конфликт»
▼ Скачать + Заказать документы
Не существует людей, ни разу не вступивших в конфликт. Мы называем конфликтом и серьезную ссору между друзьями, и случайную перебранку незнакомых людей в переполненном автобусе, и противостояние представителей различных национальностей, и. словом, каждый из нас может продолжить список до бесконечности.
Какими бывают конфликты?
Личностные - между одним человеком и группой людей.
Межличностные - между двумя людьми.
Групповые - между разными людьми в какой-то одной группе.
Межгрупповые - между разными группами людей.
Внутренние - то есть «внутри» одного человека.
Публикация «Консультация „Что же такое конфликт“» размещена в разделах
Из-за чего возникают конфликты?
Существует очень много причин, которые могут привести к конфликту :
- стремление к превосходству;
- снисходительное отношение;
- хвастовство;
- категоричность;
- навязывание своих советов;
-разные точки зрения на одну и ту же проблему;
- утаивание информации и др.
Какие существуют модели поведения в конфликте?
Несмотря на то, что люди, обнаружив существующие между ними разногласия, ведут себя абсолютно по-разному, существует три модели поведения в конфликте.
1. Агрессивное, враждебное и саморазрушающее поведение.
Модель:«Я выигрываю - Ты проигрываешь»
В конфликтной ситуации одна из сторон пытается любыми способами и во что бы то ни стало добиться своего. Пусть даже и в ущерб другому.
2. Пассивное - подавляющее, отрицающее себя поведение.
Модель: «Я проигрываю -Ты выигрываешь».
Одна из сторон в конфликтной ситуации уступает другой, «наступая на горло» своих интересов.
И то и другое поведение могут лишь усилить возникший конфликт. Во многих ситуациях гораздо полезнее сделать шаг на-зад, признать свою долю ответственности за возникновение этого конфликта и подать другому руку в знак примирения. Другими словами, попробовать найти компромисс. Такое поведение принято называть конструктивным.
З. Конструктивное поведение - характеризуется у обеих сторон сохранением ощущения достоинства и самоуважения.
Именно такое поведение в конфликте приводит к достижению целей. Умение найти компромисс повышает уверенность в себе и позволяет сохранить взаимоотношения открытыми. Это не значит, что стоит Вам выбрать конструктивную модель поведения,- и все конфликты исчезнут (ваши оппоненты могут оказаться к этому еще не готовы).
Но всегда стоит помнить, что «Дверь в человеческие отношения открывается только на себя». Не бойтесь сделать первый шаг навстречу!
О чем важно помнить, если вы хотите освоить модель конструктивного поведения в конфликте?
1. Старайтесь не употреблять слов и не производить действий, которые могут при-вести к возникновению конфликта
2. Старайтесь не следовать правилу, «око за око», «зуб за зуб». Например, на слово «Дурак!» не отвечайте «Сам дурак!» и, если вам кажется, что вас обидели - не старайтесь в ответ обидеть еще сильнее.
Если конфликт все же возник.
1. Вступая в диалог, попробуйте использовать метод
«Я —ВЫСКАЗЫВАНИЯ» по схеме:
а) опишите ситуацию, вызвавшую
напряжение, начиная фразу словами:
«когда я вижу, что ты.», «когда это про-исходит.», «когда я сталкиваюсь с тем, что.»;
б) точно назовите свои чувства, возникающие в этой ситуации:
«Я не знаю, как реагировать.», «Я чувствую.» (раздражение, боль, обиду и т. д.);
в) назовите причину, по которой это
происходит:
«Потому что.», «В связи с тем, что.».
2. Следите за своими интонациями, жестами и выражением лица. Соблюдайте такую дистанцию, чтобы и вы, и ваш оппонент чувствовали себя спокойно. Не отворачивайтесь от собеседника, не показывайте всем своим видом, что вам безразлична его точка зрения. Постарайтесь не кричать, а говорить спокойным тоном и т. д.
3. Во время разговора используйте навыки активного слушания, в частности полностью сфокусируйте свое внимание на говорящем и старайтесь не отвлекаться;
4. Иногда повторяйте своими словами то, что говорит собеседник, пытаясь как можно точнее передать смысл сказанного («Правильно ли я понял, что.»).
Не давайте советов и не критикуйте
Не притворяйтесь, что вы поняли, если этого не произошло - лучше уточните, переспросите еще раз.
Не перескакивайте с одной темы на другую.
Постарайтесь создать атмосферу со-чувствия - попытайтесь встать на место вашего оппонента и посмотрите на ситуацию его глазами.
Принципы решения конфликтных ситуаций :
Принцип «выхода чувств» - если человеку дать беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно они «сами собой» сменяются положи-тельными.
Принцип «эмоционального возмещения» Следует считаться с жалобами обеих сторон (если Вы выступаете посредником, даже если они не обоснованы. Показав, что Вы считаетесь с этим, Вы уже эмоционально возмещаете» удрученное душевное состояние собеседника. Уместным будут слова похвалы и поддержки.
Принцип «авторитетного третьего»
Как правило, конфликтующие стороны не способны объективно оценить ситуацию, и поэтому посредник обладает авторитетом. К его мнению прислушиваются и доверяют.
И последнее - самое главное:
Никогда не ведите себя с другими так, как бы вам не хотелось, чтобы они вели себя с вами!
Поэтому, заявляя о своих правах, помните: они есть и у всех окружающих вас людей. Если вы научитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши, будьте уверены, конфликтов в вашей жизни станет гораздо меньше.