Елена Николаевна Герасимова
Консультация для воспитателей «Что нужно помнить при обучении грамоте дошкольников?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что нужно помнить при обучении грамоте дошкольников?
Презентация учителя-логопеда для воспитателей старших и подготовительных групп. Как избежать типичных ошибок при обучении грамоте дошкольников.
Памятка
Что нужно помнить при обучении дошкольника грамоте
Публикация «Консультация для воспитателей „Что нужно помнить при обучении грамоте дошкольников?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
1. Называть буквы так же, как звуки ([б], а не [бэ], [р], а не [эр]) до тех пор, пока ребенок не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними. Только тогда нужно познакомить дошкольника с правильными названиями букв русского алфавита: [а], [бэ], [вэ], [гэ], [дэ], [е], [ё], [жэ], [зэ], [и], [и краткое], [ка], [эль], [эм], [эн], [о], [пэ], [эр], [эс], [тэ], [у], [эф], [ха], [цэ], [чэ], [ша], [ща], [твердый знак], [ы], [мягкий знак], [э], [ю], [я].
2. Предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза только те слова, написание которых абсолютно не расходится с произношением (мак, кит, уха, луна, пила, крот, мост, блин, бинт, мышка, мишка, крупа, глина, малина). Не следует брать для этого вида анализа и синтеза слова, содержащие более шести звуков.
3. В ребусы, кроссворды, изографы следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.
4. Не предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза слова с йотированными звуками (ель, ёж, юла, яма, пена, Тёма, брюква, клякса). Не давать объяснений, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в разных позициях, сказав, что это они узнают в школе.
5. Помнить, что звонкие согласные оглушаются в конце слова: снег – [cн’эк], мороз – [марос] и т. п. Поэтому не стоит предлагать детям определять место звука [г] в слове снег и место звука [з] в слове мороз. Следует правильно вбирать слова для определения места указанного звука в слове и не забывать, что звонкие согласные встречаются только в начале или середине слова.
6. Обучение слоговому анализу и синтезу слов следует проводить по следующей схеме:
• двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов (мама, кино);
• трехсложные слова, состоящие из трех открытых слогов (батоны, канаты);
• односложные слова без стечения согласных (дом, кит);
• двусложные слова с закрытым слогом (вагон, питон);
• двусложные слова со стечением согласных (банка, мишка);
• двусложные слова из двух закрытых слогов (башмак, каштан);
• трехсложные слова с одним закрытым слогом (муравей, водовоз);
• трехсложные слова со стечением согласных в разных позициях (лыжница, тарелка, бурундук);
• двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (штопка, стенка);
• односложные слова со стечением согласных (крот, мост);
• трехсложные слова с двумя стечениями согласных (мартышка, пустышка);
• четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (кукуруза, бегемоты).
7. С самых первых прочитанных ребенком слов следует работать над осознанностью чтения. Ребенок прочитал слово дом. Предложите показать дом на картинке, объяснить, как он понимает это слово и т. д.