Моника Геворгян
Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка», обр. К. Шаврова
Образовательные области: речевое развитие (приоритетная область, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Возрастная группа : старшая группа
Публикация «Чтение ненецкой народной сказки „Кукушка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Перелетные птицы
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Цель занятия: ознакомление детей с ненецкой народной сказкой «Кукушка», формирование эмоционального отношения к прочитанному.
Задачи занятия:
Образовательные: закреплять умение определять жанр литературного произведения; формировать умения понимать главную идею сказки, правильно оценивать поступки героев; совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту сказки.
Развивающие: развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов; развивать познавательную и речевую активность;
способствовать развитию произвольного внимания, слуховой памяти.
Воспитательные: воспитывать любовь и чуткое отношение к матери, ее просьбам.
Дополнительные задачи к интерактивной игре по содержанию сказки :
Дидактическая задача: закреплять через игру знание содержания литературного произведения.
Игровая задача: собрать как можно больше фишек, правильно ответив на вопросы.
Формы, методы и приемы: художественное слово, сюрпризный момент, вопросы к детям, беседа по содержанию сказки, дидактическая игра на интерактивной доске, зрительная гимнастика, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рефлексия.
Словарная работа: чум, пимы, малица.
Планируемый результат занятия: дети ознакомились с содержанием сказки, понимают главную идею, правильно оценивают поступки героев.
Подготовительная работа: рассказ воспитателя о жизни народов Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере, словарная работа по разъяснению новых сложных слов (чум, пимы, малица, ненцы, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой).
Материалы и оборудование: книга, интерактивная доска, ноутбук, закладки, Словарик «новых слов».
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационно-мотивационный этап.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Если каждый улыбнётся –
- Ребята, проходите на стульчики, садитесь ровно, спинки держите прямо
Основной этап
Отгадайте, что за птица в лесу живет,
Звонких песен не поёт. А сидит лишь на суку,
И кукует за версту.
- Ребята, кто это?
- Да, это кукушка.
- И сегодня она прилетела, чтобы рассказать нам сказку, которая так и называется «Кукушка».
Садитесь поудобнее, и слушайте.
…Жила на свете бедная женщина. Было у неё четверо детей. Дети не слушались мать. Играли с утра до вечера. А мать работала без отдыха, ведь дети ей совсем не помогали. От тяжелой работы мама заболела. Дети не стали ухаживать за мамой, не откликались на её просьбы. Отказались принести ей даже воды, хотя мама очень просила. Дети вспомнили про маму, когда сами захотели есть.
- А что было дальше мы с вами прочтем в книге.
(пауза)
- Как вы думаете, это рассказ или сказка?
- Почему вы так решили?
- «Кукушка» - это ненецкая народная сказка. Сочинил её …ненецкий народ. Ненцы… (это жители Севера).
- Какое настроение у вас вызвала эта сказка?
- Почему?
- Да, печальная, грустная сказка.
Она учит нас быть добрее, помогать родным и близким людям, ценить их.
- В сказке мама заботливая, трудолюбивая, любящая.
- А как вели себя дети?
Да, дети были ленивые, не слушались, невнимательно относились к маме.
- Как вы думаете, они изменили своё отношение к маме, после того как она превратилась в кукушку?
- Да. Они пожалели о том, что не помогали маме, и не принесли ей воды попить, когда она их просила.
- Ребята, как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
- Как могла бы закончиться сказка, если бы дети ухаживали за мамой, когда она заболела?
- Как они ещё могли помочь своей маме?
- Ребята, в сказке нам встретились необычные слова
- Давайте мы заглянем в наш «Словарик интересных слов» и вспомним их значение.
(Находим в словаре иллюстрации)
- Посмотрите, какая новая картинка появилась в нашем СЛОВАРЕ
- Вспомните, что это?
Да. Это чум
Чум - это жилище северных народов, покрытое шкурами оленей, по форме похож на шалаш.
- Из такого чума и вылетела мать-кукушка.
- Что такое малица?
- Что такое пимы?
- Молодцы, ребята!
Этот СЛОВАРИК я положу в книжный уголок, и вы сможете еще раз вспомнить эти новые слова.
- А теперь, давайте встанем, и отдохнем
Птички прыгают, летают, «имитируют полёт»
Птички крошки собирают, «собирают»
Перышки почистили, «чистят»
Клювики почистили,
Дальше полетели «улетают»
И с кукушкой рядом сели. «садятся».
- Кукушка приглашает нас поиграть.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА
(предложить детям разделиться на две команды. С помощью кубика определить, чья команда начинает игру первой.
Дети договариваются между собой, кто будет «нажимать» кнопки)
Послушайте правила:
1. Нажимаем по очереди на кнопку любого цвета.
2. Внимательно слушайте отрывок из сказки и находите подходящую иллюстрацию
3. Нажимаем на нее (иллюстрацию).
4. Слушаем вопрос и отвечаем.
5. За правильный ответ вы получаете фишку. И ставите её на «своё поле»
6. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
1. - Почему дети не помогали маме?
2. - Почему мама заболела?
3. - О чем просила мама детей, когда заболела?
4. - Почему мать превратилась в птицу и покинула свой дом?
Молодцы! Справились со всеми заданиями.
Проходите, пожалуйста, на свои места. Сели ровно, спинки держим прямо.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Мы читали, и играли
Наши глазки так устали.
Мы дадим им отдохнуть
Их закроем на чуть- чуть.
А теперь их открываем,
И немножко поморгаем.
- Ребята, а какой отрывок из сказки вы бы хотели прочитать еще раз? Давайте ещё раз прочитаем отрывок из этой сказки о том, как мать-кукушка покинула детей.
- Слушайте внимательно.
- Вы внимательно слушали?
- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы продолжать
- Бегут дети за ….(матерью).
Зовут её, ковшик с водой… (протягивают)
- Мама, мама! Вернись … (домой)
Водички на! Попей, (мама)
Отвечает мать издали (Ку-ку, ку-ку, ку-ку)
Поздно, сынок (не вернусь я)
- Молодцы, ребята, хорошо запомнили сказку.
Послушайте пословицу: «Без матери и солнце не греет».
- Как вы её понимаете?
- Эта пословица говорит о том, что мама – самый родной человек, и когда её нет рядом - ничего не радует.
Я думаю, именно такие чувства испытали дети, когда потеряли свою маму.
Заключительный этап
Какую интересную сказку принесла нам кукушка.
- Понравилась Вам сказка?
- Вы запомнили, как называется сказка?
- Чему учит эта сказка?
- Эта сказка учит нас быть заботливыми, помогать друг другу, любить!
- Кому бы Вам хотелось рассказать эту сказку?
- А вы расскажите её родителям, сестрам и братьям
- Что было самым интересным на занятии?
- Что было самое трудное?
- Кукушка на память хочет подарить Вам перышки, их можно использовать как закладку для книги.
Пусть они напоминают вам об этой сказке, и о том, что нужно заботиться о близких людях.
- Одну закладку я положу в книгу «Кукушка». Вы всегда сможете подойти и еще раз вспомнить эту сказку.
- Кукушке пора возвращаться в лес. Давайте попрощаемся.
(кукушка улетает)
- Будьте добрее, внимательнее к маме, помогайте ей, заботьтесь.
- Я думаю, у вас всё получится.
- Спасибо.