Лучший педагог года

Ценностно — смысловое содержание народного декоративно — прикладного искусства

Елена Сафонова
Ценностно — смысловое содержание народного декоративно — прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Ценностно - смысловое содержание народного

декоративно – прикладного искусства[/b]

Прежде чем раскрыть содержание данной темы, нам необходимо дать определение основных понятий.

Ценность — это любой «объект» (в том числе и идеальный, имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага.

Публикация «Ценностно — смысловое содержание народного декоративно — прикладного искусства» размещена в разделах

Декоративно – прикладное искусство, это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. К нему В. С. Воронов, Н. А. Некрасова и другие относят современные традиционные художественные промыслы, памятники мирового декоративного искусства, и современное декоративно-прикладное искусство.

Н. С. Александрова утверждает, что творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом, основывается на мыслительной активности, интеллектуальных способностях, волевых, эмоциональных актов и высокой работоспособности.

Творчество — не сплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. Очевидно, что понятие «творчество» тесным образом связано с понятием «творческая деятельность».

А. Н. Леонтьев рассматривает творческую деятельность как деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданием творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущими и обнаруживающимся только в самом человека.

Т. С. Комарова рассматривала творчество ребенка как важнейшее качество его личности, это универсальная способность, лежащая в основе формирования всех других способностей. Это особое мировоззрение ребенка, особое отношение его к окружающему миру, как в плане его восприятия, так и в плане его преобразования.

Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества. Исследователи (Л. А. Венгер, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина и др.) в процессе детского творчества выделяют три этапа – восприятие, исполнительство и творчество.

В старшем дошкольном возрасте восприятие приобретает целенаправленный характер. Большинство характеристик основывается на зрительных ощущениях, с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке. К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и па его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. В результате эстетического восприятия у ребенка формируется замысел. Первый этап творческого процесса - возникновение замысла - имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.

Мы видим, что все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребенка, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого художника. Однако, образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

Исследователи детского изобразительного творчества – Н. С. Александрова, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, доступны в определенной степени ребенку дошкольного возраста.

Детское творчество характеризуется использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками.

Средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей.

Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.

Таким образом, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческой активности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление старших детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство многие определяют как самый податливый для педагогического воздействия: у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» (возможно, в большей степени неосознанного) чрезвычайно высока.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства» Ишеева Людмила Вадимовна Воспитатель высшей категории.

Фотоотчет о мастер-классе для начальных классов «Бисероплетение для детей как часть декоративно-прикладного искусства»Фотоотчет о мастер-классе для начальных классов «Бисероплетение для детей как часть декоративно-прикладного искусства» Кто хоть раз видел процесс изготовления изделий из бисера, тот охотно подтвердит: бисероплетение завораживает. Видеть, как россыпь ярких.

Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени»Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени» .

Конспект досуга по ознакомлению детей с предметами декоративно-прикладного искусства «В русской горнице» в старшей группе Цель: • Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, хохломском. Познакомить детей с гжельской росписью, расширить знания.

Конспект занятия по ознакомлению с основами народного и декоративно-прикладного искусства «Народные промыслы России» Цель: знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев - дымковской.

Консультация для родителей «Виды народного декоративно-прикладного искусства» «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А. В. Салтыков Сегодня.

Мастер-класс в студии декоративно-прикладного исскустваМастер-класс в студии декоративно-прикладного исскуства 10 октября Дети группы «Барбарики» посетили народную студию декоративно - прикладного искусства «Домовушка» Мы познакомились с работниками.

Проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси посредством народного декоративно-прикладного искусства» Проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси через народное декоративно – прикладное искусство». Данный проект включает.

Реферат «Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС» Содержание Введение ….3 Глава 1. Сущность эстетического воспитания ….5 1.1 Понятие эстетического воспитания.

Уголок народного декоративно-прикладного искусстваУголок народного декоративно-прикладного искусства Уголок народного декоративно-прикладного искусстваВведение Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ценностно — смысловое содержание народного декоративно — прикладного искусства
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 20:31
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ценностно — смысловое содержание народного декоративно — прикладного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сафонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД