Елена Сидорова
Консультация для родителей «Виды народного декоративно-прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
«К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»
А. В. Салтыков
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, тканые полотенца, расписные городецкие хлебницы или солонки.
Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству; становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы зачем нам в наш динамический век, век
Публикация «Консультация для родителей „Виды народного декоративно-прикладного искусства“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
научно-технического прогресса деревянные ложки, когда есть металлические дешевые? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?
Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте.
Создавалось народное искусство в основном крестьянством, а также
ремесленниками и кустарями, которые занимались подсобными промыслами, и в тоже время не отрывались от сельского хозяйства, в результате
вырабатываются традиции, которые играют роль в развитии современного декоративного искусства.
1. Хохлома – красота несравненная.
Родина пламенной хохломы – Нижненовгородская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально – техническая школа хохломской росписи. Ее адрес город Семенов. Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а окончательное образование к 18 веку. На рисунках вы видите травную роспись, кустики, птицы, ягоды. В композициях хохломских художников все подчинено строгому ритму, которому они научились у природы, где все ритмично: чередование времен года, периодичность восхода и захода солнца, ритмичны и полосы на шкуре зверей, коже ящериц.
А звуки? Вспомним дробный звук дятла, кукование кукушки, журчание ручья
2. Городецкая роспись.
В 60х годах на прилавках горьковских магазинов стали появляться
расписные доски, солонки, скамеечки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно, на которых красуются невиданные птицы, стройные тонконогие кони, цветущие купавы и розаны. Продукция пользовалась спросом и фабрика росла и развивалась.
Городец – маленький старинный город на берегу Волги, самый древний в Горьковской области. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким.
Издревле Городец был известен своими резчиками. Именно резной узор Городецких изб, явление оригинальное и выдающееся в русской народной архитектуре. Оно принесло главную славу Городцу. Позднее резьба заменяется красивой цветочной росписью.
3. Голубая Гжель.
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и
умелые, красивые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство показать. Думали, думали и
придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какую свет не видывал.
Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в виде хвоста.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил
кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными фигурами: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия,
расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных
животных и птиц. Понравилась людям красивая посуда и стали называть ее
«нежно — голубое чудо».
По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.
4. Жостово.
Жостовский промысел возник 160 лет назад в подмосковной деревне. Поначалу изготовлялись бумажные подносы из папье – машье, но уже в описании Всероссийской выставки в 1889 году упоминалось, что крестьяне Филипп Никитин и Осип Вишняков представили вещи, выполненные из
жести…
5. Дымковская игрушка.
Родина — Кировская область. (Вятка). Люди на гулянья приносили
свистульки, сделанные из глины, устраивали ярмарки по продаже игрушек.
Мастера не делают эскизов, сразу создают форму. Каждая мастерица
соблюдает свою традицию. Сюжеты – животные, птицы, барыни, крестьяне. Роспись включает элементы: круги, точки, кольца, полоски, волнистые линии, сеточка и т. д.
6. Филимоновская игрушка.
Филимоновская игрушка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново, Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.
Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».
Сюжеты – это также барышни, крестьяне, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях. Эта игрушка отличается росписью: полоски, дуги, точки, пересекающиеся линии.
Спасибо за внимание!