Токбаева Дана Муаедовна
Цели и задачи художественно-эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
• формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно - творческой деятельности.
• развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Публикация «Цели и задачи художественно-эстетического развития» размещена в разделах
• развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Художественно-эстетическое развитие включает в себя приобщение к искусству, конструктивно-модельную деятельность, музыкальную деятельность и приобщение к искусству.
Изобразительная деятельность
Рисование и лепка – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть) : тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу, придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.
Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.
Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.
Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.
Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.
Конструктивно-модельная деятельность
Детей младшей группы знакомят с кубиками, кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.
Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия.
В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу.
Строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.
Музыкальная деятельность
Музыка в раннем возрасте – это самое доступное средство воздействия на ребенка. Она необходима, как для воспитания музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так и для развития речи, памяти, внимания. Дети учатся слышать и слушать музыку, знакомятся с музыкальными инструментами, развиваю эмоциональность и образность восприятия музыки через движения, формируют способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым
Учатся подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучаются к сольному пению.
Приобщение к искусству.
Основная цель приобщения детей раннего возраста к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание прекрасного, развивается воображение. Кроме того, посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень.
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественно-эстетическое творчество, поэтому эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также чувства прекрасного, художественный вкус, творческие умения.
Анкета для родителей
" ЧТО РИСУЕТ ВАШ РЕБЁНОК?"
Уважаемые родители!
Педагоги МКОУ «Лицей №2»СП №19 «Пчелка»
Просят Вас ответить на вопросы нашей анкеты.
Это поможет нам в работе с вашими детьми.
Вопросы:
Как Вы оцениваете интерьер и оформление группы? ___
Как вы считаете, в группе созданы ли условия для творческого развития Вашего ребёнка? ___
Часто ли Ваш ребёнок дома проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации? ___
Что Вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
___
Храните ли вы детские рисунки?
___
В Вашей группе имеется нагляднаяинформация. ?___
Наглядная информация полезна для Вас и насколько?
___
Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме художественно-эстетического развития Вашего ребёнка? ___Спасибо за участие в анкетировании
Анализ-описание предметно-развивающей среды художественно-эстетического развития в группах раннего возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования в вариативную часть
общеобразовательной программы включена технология по художественно-
эстетическому воспитанию детей на основе полихудожественного подхода.
Это позволило выстроить четкую линию взаимосвязи воспитателей групп раннего возраста детского сада в работе над определённой темой, оказывая комплексное воздействие на все сферы развития ребёнка. Получив эмоциональный всплеск, ребенок реализует себя в каком-либо продуктивном виде деятельности. Это рисунки, стихи, танцы, лепка, ручной труд.
При организации деятельности особое внимание воспитатели групп раннего возраста уделяют формированию предметно-развивающей среды. Мы исходим из самоценности природы дошкольного детства и развития потенциальных возможностей каждого ребенка.
В каждой группе есть спортивный, музыкальный, театральный и ИЗО уголки. Имеется достаточное количество современных развивающих пособий и игрушек. Помимо этого мы стремимся обогатить стимулирующими элементами. Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума. Особое внимание мы уделяем пространству, организованному при помощи предметов. Они по-разному включаются в «поле» активности личности: как окружение, как фон, обстоятельство, как место или центр действия. Среда в группах раннего возраста – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», требующими от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства – принцип эмоциональности. В уголках детского экспериментирования дошкольники играют с песком, водой, они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок.
Театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театрально-игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельность, поэтому в младших группах эта работа поставлена на высокий уровень. Уголки театра богаты разнообразными театрами; Бибабо, вязанный, конусные, магнитные, пальчиковые, теневые и. т. д.
Принцип стабильности и динамичности даё т возможность использовать в пространстве переменные и заменяемые элементы убранства: календарь природы (где происходят сезонные изменения в природе,яркий красочный книжный уголок (где часто обновляются книги, где есть музыкальные книжки, музыкальный уголок (где появляется каждый раз новый музыкальный инструмент и дети знакомятся, изучают этот инструмент, так же появляются музыкальные книжки, театральный уголок, где дети каждый раз знакомятся с новым театром и с новыми героями сказок. В каждом уголке имеются картотеки, атрибутика, грамзаписи детских песен, сказок. В уголке детского творчества имеется всё, что необходимо для развития детского творчества. В раздевальных комнатах организована выставка детского творчества (рисунков, поделок). Воспитатели с уважением относятся к продуктивной деятельности каждого ребенка. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации, используя различные предметы и игрушки. Принцип активности, стабильности и динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонировании. По принципу сочетания привычных и неординарных элементов используются в интерьере групп произведения искусства, включение эффектных зрелищ,пение птичек игрушечных в уголке природы, слушание грамзаписей шум ветра, пение птиц и. т. д. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность воспитателей. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Воспитатели в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для групп. Привлекают так же к участию и родителей. В основном это происходит через систему конкурсов. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группах раннего возраста играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.