Елена Шнайдер
Целевые ориентиры по социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию в средней группе по программе «Радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Публикация «Целевые ориентиры по социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию в средней группе по программе „Радуга“» размещена в разделах
- Радуга, радужные идеи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическо-
му развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:
расширять круг знаемых мотивов и целей человеческой деятельности;
поддерживать в детях мотивацию к познанию, созиданию, общению, игре.
Для этого необходимо:
в сюжетно-ролевых играх, при чтении художественной литературы постепен-
но раскрывать перед детьми спектр мотивов человеческой деятельности — по-
знания, помощи другим, созидания и т. п. ;
расширять представления детей о способах трудовой деятельности (про-
фессии, бытовой труд и мир увлечений);
развивать способность в течение длительного времени разворачивать систему
взаимосвязанных целей.
Для этого необходимо:
в изобразительной деятельности помогать детям удерживать цель, постав-
ленную воспитателем, и учить изображать простейшие предметы понятно для
окружающих, передавая их форму, строение и цвет;
побуждать детей повторно возвращаться к своим работам и совершенство-
вать их, украшая узором, прорисовывая детали и т. п. ;
организуя продуктивную и игровую деятельность детей, побуждать их созда-
вать поделки, обустраивая жизнь игровых персонажей (сделать дом, затем ме-
бель, посуду и т. п.);
помогать ребёнку овладевать различными способами достижения собственных
целей :
формировать обобщённые способы практической деятельности, позволяющие
получать результат, который может быть вариативно осмыслен каждым ребёнком;
формировать способы, позволяющие получать эстетически удовлетворяющий
ребёнка результат.
Для этого необходимо:
знакомить со способами создания разнообразных изображений на основе
одной формы;
показывать способы получения обобщённого продукта (например, лепка ова-
ла, который ребёнок может затем по желанию «превращать» в разные предметы
(овощи, части тела животных и т. д.);
показывать разные способы и техники украшения изделий, используя раз-
личные средства выразительности;
формировать установку на получение качественного результата и преодоление
частных неудач, неизбежных в процессе его получения.
4–5 Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
формировать умение отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении;в ролевых диалогах);упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на различные темы;
закреплять навыки речевого этикета;
начинать передавать культурные эталонные представления о добре и зле через
чтение художественной литературы, волшебной сказки;
дать детям начальное представление о различных формах культурного досуга. Воспитывать интерес к посещению театра, концертов, музеев;
дать широкие социальные представления о труде человека — в быту, в природе,
о профессиях.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическо-
му развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:
развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность: формировать у каждого ребёнка представление о себе самом и отношение к себе;
содействовать осознанию ребёнком своих качеств, умений, знаний;
формировать у ребёнка самоуважение.
Познавательное развитие : мир природы и мир человека.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:
• создавать условия для освоения практических приёмов сравнения по размеру (по объёму);
• формировать начальные навыки для коллективной мысли деятельности: совместного решения проблемы, обсуждения, рассуждения;
• развивать предпосылки творческого продуктивного мышления — абстрактно- го воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
• формировать представления о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира:
• дать представление о порядке следования чисел первого десятка на основе стихов и считалок;
• осваивать счёт в пределах 10; • знакомить с цифрами;
• дать представление о форме предмета; о геометрических формах: круг, треугольник, квадрат, шар, куб;
• совершенствовать представление о цвете, вводя названия оттенков: голубой, розовый, серый;
• дифференцировать представления о размере, учить практическим приёмам сравнения по размеру;
• учить понимать и правильно употреблять прилагательные в сравнительной и превосходной степенях сравнения, строить ряды «большой — больше — самый большой»;
• осуществлять сериацию из трёх предметов.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:
• поддерживать в детях удивление и восхищение математическими закономерностями окружающего мира;
• обеспечивать эмоциональную окрашенность занятий, обращая внимание детей на те проявления числа или формы, которые интересны или красивы и не случайны;
• включать в освоение детьми количественных, пространственных и временных отношений реализацию воспитательных и развивающих задач, а именно:
• развитие устойчивости к интеллектуальной фрустрации, т. е. умение спокойно и конструктивно реагировать на свои ошибки и на неумение решить задачу;
• формирование положительной общей самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах;
• создание условий для индивидуального развития способностей ребёнка; • формирование интереса к математике.
Речевое развитие
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности:
• формировать умения отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении; в ролевых диалогах);
• упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на различные темы;
• развивать возможности детей в связном выражении своих мыслей.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
• обогащать словарь:
• продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов, обобщающими понятиями;
• поощрять внимание детей к незнакомым словам и желание узнать, что они обозначают.
Начать работу над лексическим значением слов (на примере хорошо знакомых слов);
• учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам,
• объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними;
• вводить в словарь детей наречия и поощрять самостоятельное использование в речи наречий (холодно, горячо, тепло, весело, красиво и т. п.);
• обращать внимание на слова, противоположные по смыслу (антонимы);
• начать знакомить детей с доступными им многозначными словами разных частей речи (ручка, ножка; гладить, ходить; новый, сильный и др.);
• формировать грамматический строй речи:
• упражнять в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (чего нет); в употреблении имён существительных во множественном числе;
• упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (в, на, из, с, над, под, за, из-за, из-под, около, между и др.);
• формировать умение образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени (тонкий, тоньше, более тонкий, самый тонкий);
• учить согласовывать прилагательные с существительными (красный шар, красная кофта, красное солнце, красные цветы);
• учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении (иди, идите; играй, играйте);
• упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов (включая названия животных и их детёнышей); глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных (яблоко — яблочный);
• упражнять в составлении и распространении простых предложений за счё т однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых; способствовать появлению в речи предложений сложных конструкций;
• развивать произносительную сторону речи:
• развивать фонематический слух;
• закреплять правильное произношение звуков родного языка (свистящих и шипящих, сонорных, твёрдых и мягких);
• отрабатывать артикуляцию звуков и речевое дыхание;
• упражнять в выделении заданного звука в словах (в начале слова); в умении подбирать слова на заданный звук (в начале слова);
• выбирать из двух предметов тот, в названии которого есть заданный звук (звук [з] — кролик, заяц);
• упражнять в умении использовать различные средства речевой выразительности;
• способствовать формированию связной речи детей.
• знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова:
• формировать интерес к книге и художественной литературе;
• приобщать к ведущим темам детской литературы, связанным с жизнью детей; • ежедневно читать детям; рассматривать книги, иллюстрации; вести беседы о прочитанном (что понравилось; кто вызывает симпатию; самый интересный момент;
• мотивация выбора определённого произведения или книги и т. д.); корректировать перечень литературных произведений на региональном уровне.