Ирина Хурсулова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие :
1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
2. Развивать связную речь : умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями
3. Формировать умение выразительно читать стихотворение наизусть.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
4. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
Словарная работа: капель, набухают почки, солнечный, ручьи, вьют гнёзда, просыпаются от спячки.
Предшествующая работа: наблюдения на прогулке за признаками весны,
чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о весне, примет; рассматривание иллюстраций; загадывание загадок, составление описательных рассказов о весне по картинкам.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением весенних сюжетов; картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мнемотаблица для разучивания стихотворения Т. Дмитриева «Весна пришла».
Ход занятия:
Организационный момент.
Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Сядьте ровно, чтобы спинки у вас были прямые, ножки вместе, ручки на коленочки. В это солнечное утро, я надеюсь, у вас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие.
Ребята, а вы любите загадки? Умеете ли вы их отгадывать? Сейчас я проверю. Слушайте внимательно. Кто догадается, поднимите руку.
Загадка.
Тает снежок. Ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весной.)
Беседа.
Ребята, давайте вспомним, после какого времени года наступает весна?
Назовите зимние месяцы. (Глеб, повтори.)
Какое время года наступило после зимы?
Какой сейчас месяц? (Ваня, назови. Кто поможет Ване)
Какие весенние месяцы вы знаете?
Давайте вспомним с вами признаки весны.
Что происходит со снегом весной? (Тает, темнеет, оседает, появляются лужи.)
Отчего тает снег? (Солнце светит ярче, греет)
Что происходит со льдом на реках? (Тает, трескается.)
А как вы понимаете слова «День прибывает?» (Дни становятся длиннее, а ночи короче».)
Каким становится весной небо? (Голубым, ясным, чистое, светлое, безоблачное.)
Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? Откуда произошло слово капель? (Это когда начинают «плакать» сосульки. Они быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).
Какие изменения происходят с деревьями? (У них набухают почки.)
А что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки).
Заучивание стихотворения.
Ребята послушайте стихотворение о весне.
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых!
Т. Дмитриев
Понравилось вам стихотворение?
О каких признаках весны говорится в стихотворении? (Набухли почки, распустились листочки.)
Как называется дерево, о котором говорит поэт в стихотворении? (Клен.)
Послушайте последнюю строчку:
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых!
С что это за носики зеленые? (Это проклюнувшиеся листочки.)
А теперь послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь его запомнить.
(Чтение стихотворения.)
Кто его запомнил?
Давайте повторим его вместе со мной, а поможет нам в этом табличка, которую я для вас нарисовала.
(Мнемотаблица к стихотворению.)
Индивидуальное и хоровое чтение стихотворения.
Молодцы! А теперь давайте с вами немножко отдохнем. Вставайте со стульчиков в кружок.
Малоподвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
(Дети, взявшись за руки идут по кругу.)
Побежал в саду ручей,
(Дети бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей.
(Летят по кругу.)
А сугробы тают, тают,
(Медленно приседают.)
А цветочки подрастают.
(Тянутся на цыпочках, руки вверх.)
Садитесь на стульчики, продолжим дальше нашу беседу.
Ребята, почему весной становится так много птиц? (Птицы прилетают из теплых краев.)
А каких вы знаете перелетных птиц? (Ласточка, скворец, грач, лебедь, утка, жаворонок.)
Игра "Четвёртый лишний" (Перелётные / зимующие птицы.)
Посмотрите на картинки, на которых изображены птицы. Назовите их и объясните, кто из них лишний.
(Ласточка, скворец, грач, синичка; лебедь, утка, аист, снегирь; утка, лебедь, гусь, грач.)
Чем заняты птицы весной? (Вьют гнезда).
Из чего птицы строят гнезда? (Из перышек, веточек, сухих травинок.)
А чем они питаются? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).
Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ.
Какие же вы молодцы, все вы знаете. А теперь давайте, мы с вами немножко поиграем! Вставайте со стульчиков в кружок.
Физкультминутка – игра «Прилетели птицы».
Правила игры: Послушайте-ка правила игры. Я называю птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых, то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.
Прилетели птицы: голуби, скворцы, галки, пчелы, лебеди.
Прилетели птицы: голуби, муравьи, воробьи, вороны.
Прилетели птицы: голуби, грачи, галки, утки, кузнечики.
Прилетели птицы: голуби, соловьи, журавли и бабочки.
Молодцы, ребятки, все правильно выполнили правила игры.
А что происходит с теми животными, которые зимой спали? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).
Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. Весной хочется говорить только ласковые слова.
Давайте с вами поиграем в игру «Скажи ласково».
Игра: «Скажи ласково».
Я говорю слово, а вы мне будете это же самое слово, но ласково. Например: солнце – солнышко.
Ветер – ветерок. ( Повторите все вместе: ветерок.)
Ручей – ручеёк. (А теперь послушаем Машу - Цветок – цветочек.)
Ветка – веточка.
Дерево – деревце.
Воробей – воробышек.
Лист – листочек.
Луч – лучик.
Облако – облачко.
Сосулька – сосулечка.
Птица – птичка.
Капля – капелька.
Туча – тучка.
Гнездо – гнездышко.
Соловей – соловушка.
Ребята, вы так много знаете о весне.
А вы зиму с весной не перепутаете?
Давайте проверим:
Зима ушла, а весна - …- пришла.
Зима холодная, а весна - …- тёплая.
Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.
Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.
Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.
- Всё правильно ответили, молодцы.
Итог занятия, вывод.
Вот и закончилось наше занятие.
О каком времени года мы сегодня с вами говорили?
Вы рады, что пришла весна? Почему?
Кто из вас запомнил стихотворение, которое мы разучивали сегодня?
Ребята, а кто - нибудь из вас еще знает стихотворение о весне? Кто желает прочитать?
Мне понравилось, как вы работали сегодня.
Вы очень талантливые, находчивые, знающие.
Спасибо вам!