Татьяна Суслова
Буктрейлер как инновационное средство формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе
▼ Скачать
Обобщение и
распространение педагогического
опыта на тему:
«Буктрейлер
как инновационное средство формирования интереса детей старшего
дошкольного возраста к художественной литературе»
Воспитатель:
Т. Н. Суслова
г. Ртищево
2023г
Цель:
- способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы ДОУ и родителей посредством использования технологии «Буктрейлер».
Задачи:
Публикация «Буктрейлер как инновационное средство формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе» размещена в разделах
- Буктрейлер
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
-внедрить в педагогическую практику Буктрейлер – технологию (видеоролик) для популяризации чтения художественной литературы в семьях воспитанников;
- повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей; - развивать у детей старшего дошкольного возраста умение договариваться о совместной деятельности и ее конечном продукте, распределять обязанности между собой, умение работать в команде;
-разработать методические рекомендации для педагогов ДОО по приобщению дошкольников к книге и чтению;
-мотивировать родителей к реализации данной технологии совместно с воспитанниками.
Актуальность
Ребенок дошкольного возраста овладевает умениями управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книги, а литературный опыт читателя у ребенка 6-7 лет ограничивается просмотренными мультфильмами. Наблюдения за самостоятельной детской деятельностью в течение дня, показали, что такой вид деятельности как восприятие художественной литературы выбирается детьми самостоятельно крайне редко, в основном по инициативе педагога. Активизировать работу по приобщению детей к чтению необходимо, ведь детская книга - важное средство социально-коммуникативного и познавательного развития, она помогает решить задачи, определё нные в ФГОС ДО: обеспечивает усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, способствует развитию общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Приобщение дошкольников к книге и чтению осуществляют не только в ДОУ, но и в семье. ФГОС ДО определяет сотрудничество педагогов ДОУ с семьями воспитанников как один из основных принципов дошкольного образования. К сожалению, опыт показывает, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребёнка. В семьях мало внимания уделяется чтению, но ещё хуже то, что дети не видят читающих родителей, им некому подражать в столь важной развивающей деятельности как чтение. Привлечение родителей и детей к чтению задача не из легких. Как заинтересовать родителей и детей книгой? Поэтому, я стала искать пути мотивации к чтению. Мои поиски привели к популярному сейчас виду рекламы – Буктрейлеру. Все мы с Вами знакомы с трейлером фильмов, а Буктрейлер стал способом привлечения внимания аудитории к произведениям литературы. Цель таких роликов –пропаганда книги или литературного произведения. Продолжительность их не более 3 минут, а рассказывается в них о книги так, что ее сразу хочется взять и прочесть. Создание Буктрейлера стало интересной для меня формой саморазвития, и мотивировала на использование данной технологии в образовательной деятельности с детьми. На этапе планирования предстоящей деятельности были поставлены цель и задачи для успешной ее реализации.
Классификация:
по способу визуального воплощения текста Буктрейлеры делятся :
- игровые (минифильм по книге);
- неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);
- анимационные (мультфильм по книге).
По содержанию:
-повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).
- атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции)
- концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Для создания Буктрейлера требуется минимальное техническое обеспечение:
микрофон, камера или фотоаппарат, компьютер,
программы для звукозаписи, конвертирования видеофайлов, работы с фотографиями и картинками, нарезки и склеивания фильмов.
Первый этап
Выбор литературного произведения
Чтобы понять, какие истории считаются увлекательными для ребят дошкольного возраста, в группе был проведен «День любимой книги». Была совместно с родителями изготовлена газета «Мои любимые сказки». Родителям были вручены буклеты «Вспомним сказку с семьёй».
На этом этапе проводилось интервьюирование детей, в процессе которого они в свободной форме выражали свои предпочтения, размышляли о пользе чтения.
На следующем обсуждении ставился вопрос: а как же можно привлечь тех, кто не любит читать. И здесь важно незаметно подтолкнуть детей к мысли о том, что книги тоже можно рекламировать. Пусть это будет их идея. И затем уже показать примеры Буктрейлеров и познакомить с принципом их создания. На таких обсуждениях больше всего ребят мотивирует и воодушевляет мысль, что итог их труда имеет ценность. Мы делаем рекламу для тех, кто не любит читать, или не знает о существовании хороших книжек. К тому же, по завершению ролик будет загружен в родительский чат, и его смогут увидеть множество родителей воспитанников.
Заключительная часть подготовительного этапа - непосредственно выбор книги. Это должна быть небольшая, но очень увлекательная история, которую выберут дети. Прочитать её нужно вместе со всей группой. В нашей группе выбор пал на сказку К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха
II этап самый увлекательный, написания сценария, является основой творческого продукта. Здесь важно помнить, что не стоит раскрывать весь сюжет, недосказанность вот на что стоит сделать акцент. Затем следует театрализованная деятельность, посредством которой осуществляется съемка частей сюжета Буктрейлера. Именно здесь ребята знакомятся на практике с технологией создания видеоролика. Непосредственно процесс съёмки многогранен и каждому участнику найдется своя роль.
Организация съёмки, монтаж, озвучивание
III этап
Организация детско-родительской встречи, разговор о книгах и чтении, совместный просмотр Буктрейлера. Основная мысль итоговой встречи заключается в том, что метод создания ролика уже способствует развития интереса к художественной литературе. Затем Буктрейлер был презентован воспитанникам старшей группы, таким образом технология медиапроектирования начала внедряться в работу остальных групп.
Совместная деятельность педагога с детьми по созданию Буктрейлера, является:
МОЩНЫМ СТИМУЛОМ К ЧТЕНИЮ;
РАЗВИТИЕМ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ;
ИНТРИГОЙ (что случится дальше);
ДИНАМИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ;
ИННОВАЦИОНОЙ ФОРМОЙ РАБОТЫ;
АКТИВНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ С РОДИТЕЛЯМИ;
СОЗДАНИЕМ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА.
Можно сделать вывод, что Буктрейлер как новая форма работы с
дошкольниками, является достаточно эффективной по созданию условий для
привлечения интереса детей к книге, тем самым способствует гармоничному
развитию личности ребенка в практической творческой деятельности
Я убеждена, что Буктрейлеры, надолго останутся в памяти ребёнка и помогут приобщить современных детей к духовному богатству человечества – к книгам. Предоставленный опыт, может использоваться педагогами ДОУ, как один из способов приобщения детей к с художественной литературе и театрализованной деятельности.
Я планирую продолжить работу в этом направлении. Хотите, чтобы ваши воспитанники и их родители интересовались чтением, используйте интересную технологию – Буктрейлер!
Список используемой литературы :
1. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада/ Изд. 3-е, испр. и доп. / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.-128 с.
2. Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие Сост. О. В. Рыкова – Вологда: ВОУНБ, 2016. – 23 с.
3. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению, учеб. пособие
для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений /З. А. Гриценко -
Москва : Академия, 2004