Гуленко Наталья
Трудовая деятельность детей в старшей группе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Труд — основное условие всей человеческой жизни — и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: ТРУД создал самого человека»
Ф. Энгельс
Виды трудовой деятельности в старшей группе :
* Самообслуживание
* Хозяйственно - бытовой труд
* Труд в природе
* Ручной труд
Формы организации труда :
Публикация «Трудовая деятельность детей в старшей группе ДОО» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
* Поручения.
* Дежурства.
* Коллективный труд (общий, совместный).
Условия организации труда детей :
* Создание в группе трудовой атмосферы,
постоянной занятости.
* Создание мотивации трудовой деятельности.
* Создание эмоционально-положительной
обстановки в процессе труда.
* Подбор оборудования для труда.
* Систематическое включение каждого
ребёнка в труд на правах партнёра.
* Учёт нагрузки, состояния здоровья ребёнка
* Демонстрация заинтересованности педагога.
* Поощрения в процессе и по результатам труда.
В группе должны быть необходимые атрибуты трудовой деятельности :
- Фартуки.
- Перчатки.
- Тазики.
- Грабли.
- Палочки для рыхления.
- Лейки.
- Лопатки.
- Тряпочки.
- Мётла.
- Тяпки.
- Пульверизаторы.
Особое место в старшей группе занимает труд в природе.
Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью собирают урожай, сгребают листья, перекапывают грядки. Зимой подкармливают птиц, принимают участие в расчистке дорожек от снега. Весной перекапывают и рыхлят землю, делают грядки и сажают семена. Летом ухаживают за растениями, поливают, рыхлят и пропалывают. Дети должны научиться правильно пользоваться рабочим инвентарё м: лопатой, совком, лейкой, граблями. Важно формировать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, беречь материалы и предметы труда.
В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.
Дежурства по уголку природы - дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма организации труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.
.Чтобы заинтересовать детей старшей группы целенаправленными наблюдениями, нужно ввести «Дневник уголка природы», куда дежурные будут зарисовывать замеченные ими изменения в развитии растений, повадки животных. Интересно время от времени всем вместе просмотреть эти зарисовки, вспомнить, что и как выращивали, что наблюдали. В «Дневнике рисовать могут только дежурные и только то, что делали и что заметили, - такое правило надо установить. Наблюдая за детьми во время их дежурства в уголке природы, воспитатель замечает, как они работают. Как относятся к своим обязанностям, какое дело их больше увлекает.
Большая часть наблюдений и работы в уголке природы ведётся утром, до завтрака, или после дневного сна.
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.