ольга плотникова
Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОО, детей и родителей.
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОО, детей и родителей.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск новых, рациональных путей взаимодействия.
Публикация «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОО, детей и родителей,» размещена в разделах
Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.
Действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
Проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.
Существует типология проектов по Е. С. Евдокимовой:
1. По методу, доминирующему в проекте : исследовательский, информационный, творческий, игровой, приключенческий, практико – ориентированный.
2. По характеру содержания проекта : ребенок и его семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок, общество и его культурные ценности.
3. По характеру участия ребёнка в проектировании : заказчик проекта, эксперт, исполнитель проекта, участник проекта.
4. По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОО, открытый, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями.
5. По количеству участников проекта : индивидуальный, в паре, в группе, фронтальный.
6. По продолжительности реализации проекта : краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный, информационный.
Веракса Н. Е. выделяет три основных вида проектной деятельности : творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско – родительских отношений.
Педагоги дошкольных организаций знают, что замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско – родительские отношения.
Особенность детского - родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.
В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
Доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и само реализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одной из сторон воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.
А. Густомесова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности :
1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка. Совместная проектная деятельность дает педагогу возможность помочь ребенку, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия. Таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.
2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей. Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.
3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению. Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.
4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение, энтузиазм, у всех участников проекта. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).
Проектирование меняет роль родителей в управлении педагогическим процессом дошкольной организации, они выступают активными участниками процесса, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает им научиться работать в команде. У родителей вырабатывается аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей, они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Метод проекта помогает выйти на новый уровень взаимодействия с родителями, меняет отношения в системе «дети – родитель - педагог».
Метод проекта помогает выйти на новый уровень взаимодействия с родителями. Позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
Таким образом, проектную деятельность можно считать эффективной формой взаимодействия ДОО и семьи, поскольку благодаря реализации детско – родительских проектов родители стали непосредственными участниками образовательного процесса. Детско-родительские педагогические проекты способствуют установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, решению актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов.