Людмила Старцева
Трудовая деятельность дошкольника в педагогическом процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовая деятельность дошкольника в педагогическом процессе – целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
О значении труда в жизни человека, в развитие общества и в воспитании подрастающего поколения говорят исследования многих авторов.
Великий педагог К. Д, Ушинский отмечал: «Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство – научить его трудиться».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
«Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой».
Л. Н. Толстой подчё ркивал: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство».
А. С. Макаренко утверждал: «Труд – существенный элемент выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств».
«Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи».
Значимость трудовой деятельности для социализации личности ребёнка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение трудовыми навыками, позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений ребёнок, приобретает уверенность в своей способности преодолевать трудности.
Трудовая деятельность в ДОУ занимает особое место, она является значимой частью всего педагогического процесса. Воспитание трудолюбия у дошкольников, педагог осуществляет посредством занятий, прогулок, экскурсий, дежурств, поручений.
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у детей накапливается личный опыт. Знания дают возможность уточнить и систематизировать его.
Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий – целевых прогулок, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растений и животных. .организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой, но формирование трудовых умение и навыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного рода поручения дают отдельным детям, маленьким группам или всей группе. В старшем дошкольном возрасте, вводят дежурства по огороду и цветнику. Работа в уголке природы проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.
Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. воспитание умения ребёнка принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. Помимо воспитательных, в процессе труда в природе, решаются образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и его сезонных изменениях.
Следовательно: трудовая деятельность дошкольника имеет огромное значение в процессе формирования личности ребё нка: ребёнок практическим путем узнаёт свойства и качества предметного мира; труд для ребёнка - средство умственного развития; труд – источник развития всех психических процессов; труд – способ формирования и проявления.