Ольга Калугина
Проектная деятельность в средней группе «Использование лоскутной техники в художественном оформлении пространства ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование лоскутной техники в художественном оформлении пространства ДОО»
Автор работы: воспитатель
Калугина Ольга Викторовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колосок» р. п. Новая Майна»
Мелекесского района Ульяновской области
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка….
1.1 Требования к оформлению пространственной среды ДОО…
Публикация «Проектная деятельность в средней группе „Использование лоскутной техники в художественном оформлении пространства ДОО“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Пэчворк. Лоскутное шитье
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
1.2 История возникновения лоскутной техники…
1.3 Виды и мотивы лоскутного шитья….
1.4 Технология выполнения изделия…
1.5 Возможности использования лоскутной техники в оформлении
пространства ДОО….
1.6 Особенности приобщения дошкольников к искусству лоскутной
мозаики….
2. Практическая часть….
2.1 Выполнение проектных работ в технике лоскутного шитья
«Музыка пространства»…
2.1.1 Панно «Храм»….
2.1.2 Панно «Краеведческий музей»….
2.1.3 Панно «Теремок»…
2.2 Планирование комплекса мероприятий, направленных на ознакомление детей старшего дошкольного возраста, с лоскутной техникой…
2.3 Частичное апробирование представленного комплекса мероприятий.
Заключение…
Список литературы…
1. Пояснительная записка
Тема исследования: «Использование лоскутной техники в художественном оформлении пространства ДОУ».
Тема работы актуальна, так как важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на прекрасное в окружающей среде, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.
Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что создание художественно-эстетической развивающей среды в условиях ДОУ возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования отмечает, что качественная организаций такой развивающей среды способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Таким образом, актуальность этой проблемы бесспорна, а в наши дни приобретает особое значение, т. к. искусство – это база для духовного возрождения.
Объект исследования: художественное оформление ДОО как средство формирования художественно - эстетического отношения детей к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности
Предмет исследования: возможности использования лоскутной техники в художественном оформлении ДОО
Цель: Создание серии творческих работ, в лоскутной технике, как вариант оформления пространства ДОО
Задачи:
Изучение требований к организации пространства ДОУ.
Изучение истории возникновения лоскутной техники.
Овладение технологией выполнения лоскутной техники.
Изготовление эскизов творческих работ, объединённых темой «Музыка пространства», выполненных в технике лоскутного шитья.
Выполнение творческих работ в технике лоскутного шитья
Изучение возрастных возможностей детей дошкольного возраста при ознакомлении с лоскутной техникой.
Разработка комплекса мероприятий, по ознакомлению с лоскутным шитьём и формированию практических навыков, у детей среднего дошкольного возраста
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данной техники в художественном оформлении пространства ДОО, работе с детьми, с целью развития у них эстетического вкуса, воображения, положительного эмоционального настроения.
Разработка проекта включает в себя несколько этапов:
1. Изучение требований к организации пространства ДОУ.
2. Изучение информации о лоскутной технике (история развития, отличительные особенности, технология выполнения).
3. Разработка эскизов тематической выставки «Музыка пространства» с целью оформления пространства детского сада «Колосок» р. п. Новая Майна
4. Выполнение проектных работ в лоскутной технике
5. Изучение возможностей адаптации данной технике работы с тканью к практическим возможностям детей средней группы
1.1 Требования к оформлению пространственной среды ДОО
Художественно - эстетическое воспитание - организация жизни и деятельность детей, способствующая развитию эстетических и художественных чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Художественное оформление среды - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых. Активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.
В результате же объединения всех участников педагогического процесса - педагогов, детей и их родителей под эгидой идеи преобразования художественно - эстетического пространства ДОО, может создастся творческое содружество.
1.2 История возникновения лоскутной техники.
Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции - мозаичные узоры. Недаром этот вид творчества у нас называют ситцевой или лоскутной мозаикой. [9].
Принято считать, что техника лоскутного шитья зародилась в Англии. Но история ее возникновения восходит к очень отдаленным временам.
В Европу техника лоскутного шитья была занесена, скорее всего с Востока, вместе с крестовыми походами, когда рыцари привозили с собой трофейные знамена, ковры, ткани и различные одежды. В Америку техника лоскутного шитья попала в конце XVIII века вместе с переселенцами из Англии, Германии и Голландии.
В России лоскутная техника прочно обосновалась в XIX веке, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. Лоскутное шитьё в народном костюме заменяло кружево, вышивки, тканые элементы.
В начале XX века лоскутное шитьё привлекло внимание художников-авангардистов. Интерес к этому виду искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров. [9].
Вывод: Этот вид искусства является не только свидетельством уровня материальной культуры общества, но и результатом его духовной эволюции. Созданное трудом человека для удовлетворения его потребностей, существующее как одна из граней среды обитания. Оно в свою очередь оказывает повседневно воздействие на людей, формируя их сознание, эстетические запросы, взгляды, вкусы.
1.3 Виды и мотивы лоскутного шитья.
Существует несколько видов лоскутного шитья. Некоторые из них взаимопроникают друг в друга или связаны с ними видами шитья, какие-то стоят особняком. [21]
Пэчворк - лоскутная аппликация или шитьё из лоскутков путём накладывания мелких деталей на более крупные. Здесь возможно применение тканей любого вида, фактуры, расцветки. Сам пэчворк делится на несколько подгрупп : прямоугольной, треугольной, квадратной, трапециевидной, ромбовидной или шестиугольной. В технике пэчворка можно изготовить: одеяла, подушки, коврики, кухонные прихватки, одежду.
Квилтинг - более широкое понятие, чем пэчворк. Он включил в себя несколько видов техник рукоделия, включая лоскутную технику пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчк. В этой технике можно сделать панно, одеяла, подушки для кресел и табуреток. В квилте верхний слой - декоративный, он выполняется обычно в технике лоскутного шитья ("пэчворка") или в комбинации ее с аппликацией, вышивкой, коллажем и т. д. Средний слой - прокладка, обычно из синтепона или ватина. Нижний слой - подкладка, делается, как правило, из хлопчатобумажной ткани. Все три слоя обязательно простегиваются вместе.
Крейзи, или японский квилтинг, объединяют в себя несколько техник. Так, он может включать в себя пэчворк, вышивку, аппликацию, вязание и макраме. Это молодой вид рукоделия, который начинает входить в моду.
Тейперинг лишь отчасти относится к лоскутному шитью. Так называют вид машинной строчки - «зигзаг», или «атласную». Несмотря на это, изделия в такой технике можно выполнять как на машинке, так и вручную. Данной строчкой мастерицы украшали каждую деталь пэчворка в XIX в.
Мотивы лоскутного шитья :
1. Узор блока
2. Узоры из полосок
3. Безумный лоскуток
4. Мозаика.
5. Художеские мотивы.
1.4 Технология выполнения изделия
Технология выполнения изделия включает несколько этапов:
-Выбор темы
-Подбор ткани
-Раскрой
-Сборка полотна
-Оформление работ.
Вывод: Чтобы овладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Главные условия успеха - художественный вкус и аккуратность. Составляя из лоскутов мозаику, важно знать законы цветоведения, основы композиции, понимать специфику ткани, владеть самыми различными видами техник, знать основы дизайна, так как каждая лоскутная работа должна быть органично вписана в интерьер.
1.5 Возможности использования лоскутной техники в оформлении пространства ДОО.
Результатом художественно - эстетической деятельности по оформлению ДОО является создание художественно - эстетического пространства, способствующего обеспечению эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; создание творческой атмосферы, возможность самовыражения детей; обеспечение комфортного пребывания детей, их родителей и сотрудников в ДОО.
Художественно - эстетическая среда должна создаваться не только в образовательной деятельности по музыкальному развитию, при ознакомлении с изобразительным искусством, но она должна полностью окружать ребенка [10, стр. 99]. Поэтому украшая пространство детского сада можно прибегнуть к лоскутной технике разной цветовой гаммы, так как цвет используется не только как зрительный стимулятор и раздражитель, но и как наполнитель пространственной среды.
1.6 Особенности приобщения дошкольников к искусству лоскутной мозаики
«Художественно-эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности» (Лихачев Б. Т. Дошкольная педагогика. - М. : Изд. центр «Академия», 2004. - с. 98)
Аппликация - это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых соответствующий фон.
Ткань относят к группе неоформленных материалов, так как дети получают различного размера лоскуты, из которых они затем вырезают, шьют, склеивают, делают разные поделки и игрушки. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. При выполнении аппликации с использованием лоскутов материи следует провести предварительную работу, при этом рекомендуется придерживаться определённого порядка работы.
2. Практическая часть
2.1 Выполнение проектных работ в технике лоскутного шитья «Музыка пространства»
Все творческие работы были выполнены в следующей последовательности:
1. Эскиз работы в карандаше
2. Выкройка элементов из бумаги
3. Раскрой на ткани.
4. Сбор элементов панно
5. Пришивание каждой детали
6. Декорирование (бусы, ленты, тесьма, кружева, вязания)
7. Сбор, оформление выставки
Вся выставка объединена одной темой «Музыка пространства», которая включает в себя ряд работ, которые могут стать прекрасным украшением интерьера пространства ДОО, как музыкального зала, так и межгруппового пространства.
ПАННО –«Храм»
Панно «Храм» отражает архитектуру сельской местности, в которой проживают дошкольники и с ней они более знакомы.
Храм находится в бывшем купеческом доме Лепёшкина, р. п. Новая Майна, построенного в 1895 году. В годы советской власти здание использовалось как школа, а затем как больница. В 1992 году было списано с баланса посёлка и в 1994 году передано в распоряжение приходского совета.
28 апреля 1996 года храм освящён архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом и с 1996 года в нем совершаются богослужения.
Работа выполнена в разных техниках («Крейзи», «Тейперинг»). В изделии использовались разнообразные ткани (набивная мебельная ткань, атлас, поплин, ситец, шёлк, которые отличаются по цвету и качеству. Для украшения использовались бисер, стеклярус, ленты.
ПАННО «Краеведческий музей»
Панно «Краеведческий музей» отражает архитектуру г. Димитровграда.
12 марта 1964 года в Доме Советов был открыт народный краеведческий музей города Мелекесса. В основу музея была положена коллекция, собранная в 20-50-е годы XX века краеведом Степаном Георгиевичем Дырченковым. С 1978 года музей располагается в одном из самых красивых зданий города, построенном в начале прошлого века на средства купца Ф. Г. Маркова.
Работа выполнена в технике «Квилтинг». Здесь использовалась разнообразная ткань : мебельная ткань, спандекс, атлас, шёлк. Декорировалась работа тесьмой, лентой, пуговицей.
ПАННО-«Теремок»
Панно «Теремок» отражает архитектуру г. Ульяновска.
Архитектура здания является отзвуком национально - романтической ветви модерна в России с его своеобразием, открытым выдающимся зодчим - академиком архитектуры Ф. О. Шехтелем.
Особняк купца С. С. Бокоунина в этом отношении представляет особый интерес, так как возведён в 1916 г. На высоком уровне мастерства с широким использованием традиций русского народного деревянного зодчества и до сих пор является образцом создания оригинального облика жилого дома.
Работа «Теремок» объёмная, выполнена в разных техниках : «Квилтинг», «Тейперинг». Здесь использовалась разнообразная ткань (спандекс, шёлк, шифон, органза, декорировалась работа пряжей, тесьмой.
Выставка привлекает своей доходчивостью, яркостью, декоративностью. Это отличный способ реализации своих возможностей. Кроме того, практическая направленность данной техники делает ее более привлекательной и необходимой.
2.2 Планирование комплекса мероприятий, направленных на ознакомление детей старшего дошкольного возраста, с лоскутной техникой
Практическая работа по теме «Использование лоскутной техники в художественном оформлении пространства ДОУ» проводилась Муниципальном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад «Колосок» р. п. Новая Майна»
Мелекесского района Ульяновской области
Практическая работа по теме исследования строилась в 3 этапа:
1. Диагностический этап.
2. Планирование системы работы по ознакомлению детей 5-6 лет с лоскутным шитьём (аппликацией из лоскутка)
3. Частичное апробирование представленной системы работы по ознакомлению дошкольников с лоскутным шитьём (аппликацией из лоскутков).
Задача диагностического этапа:
1. Определить практические навыки детей в работе с тканью в составлении простейших изображений.
Диагностическое занятие состояло из двух частей
1. В первой части занятия детям были заданы вопросы о том, как бы дети сами украсили группу.
2. Вторая часть была направлена на выявление практических навыков в лоскутной технике :
Детям предлагалось выполнить работу по изготовлению украшения для группы в лоскутной технике.
Для анализа практических умений использовала методику Г. Н. Семиной (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотая рыбка» Тамбовской области, г. Уварово)
Высокий уровень получили два ребёнка. Дети выполняли работу самостоятельно, все действия с материалом правильные, последовательные. Вносили в работу личную задумку.
Средний уровень у большинства детей, т. к. выполняли действия при некотором участии педагога; допускали ошибки при работе, распределяли действия при помощи воспитателя. Вносили в работу личную задумку только при помощи воспитателя;
Низкий уровень у одного ребёнка он не мог самостоятельно выполнить работу; действия были не последовательные, с участием педагога.
Анализ детских работ:
В процессе наблюдений и работы с детьми было выявлено следующее:
Во время беседы с детьми о лоскутной технике я пришла к выводу, что знание детей очень низкое, т. к. работа по ознакомлению и приобщение ведется в недостаточном объеме. Но на вопрос, нужно ли украшать группу и как это сделать, все дети давали положительные ответы, и своё виденье убранства группы расписывали эмоционально. При выполнении работы по изготовлению украшения для группы в лоскутной технике было выявлено, что дети с таким видом художественного творчества знакомы незначительно. Но выполняли аппликацию с удовольствием, старательно передавали сюжет. Затем каждый ребёнок предлагал свой вариант украшения группы.
В процессе изучения данной темы были отобраны наиболее эффективные формы работы с дошкольниками при ознакомлении с лоскутной техникой и архитектурой посредством аппликации из ткани. Дальнейшие занятия с детьми, строились совместно на показе взрослого.
2.3 Частичное апробирование представленного комплекса мероприятий
Посещение выставки «Музыка пространства»
Показ работы «Храм» и беседа с детьми по данной работе. Дети с удовольствием рассматривали картину, называли что изображено на ней (церковь, деревья, небо, цветы). На вопрос из чего сделана картина не все дети давали верный ответ (из бумаги, салфеток, в результате тактильного прикосновения большинство детей сказали: из тряпочек, ткани. Многие эмоционально положительно отзывались на то, что как красиво смотрится эта картина, с изображением храма в их группе.
При рассматривании картины «Краеведческий музей», дети также с восхищением отзывались о ней. Почти все дошкольники узнали его, а также рассказывали, где он находится и что в музее видели.
Работа «Теремок» детям была не знакома. Дошкольники только предполагали, где может находиться этот домик. Все были удивленны, что он построен в большом городе Ульяновск и ребята решили непременно съездить туда и его увидеть. Панно также детям понравилось, они просили разрешение потрогать его, удивлялись, что всё сделано из ткани, очень понравился снег.
В ходе Д. /и. «Собери узор», в процессе дети рассматривали лоскутки прикладывали их к себе, создавали узор. У многих получалась сюжетная картинка.
Образовательная деятельность
Тема: «Весёлый снеговик» Цель: познакомить детей с лоскутной техникой (аппликацией из ткани). Вызвать интерес к созданию картинки «Весёлый снеговик» и украсить работами группу к празднику Новый год. Учить детей составлять изображение снеговика из готовых форм (круга разного размера, треугольника и трапеции). Закрепить навык наклеивания готовых форм. Развить чувство формы и композиции.
Вывод: дети с интересом слушали информацию о снеговике и из чего можно его сделать, внимательно смотрели презентацию. У дошкольников возникли небольшие трудности в последовательности наклеивания деталей, но в целом работы получились похожими на снеговиков. С радостью украшали своими поделками группу. С первого занятия стало ясно, что дети старшей группы овладевают техникой легко, с интересом выполняют работу.
Образовательная деятельность
Тема: «Дом, в котором я живу» Цель: познакомить детей с лоскутной техникой (аппликацией из ткани). Используя лоскутную технику, в доступной и интересной форме познакомить детей с памятниками деревянного зодчества, которые не только имеют материальную и художественную ценность, но и являются источником знаний о прошлом. Привлечь детей к созданию композиции «Дом, в котором я живу» и украсить своими работами стенд в группе.
Вывод: дети с интересом слушали информацию о деревянном зодчестве, внимательно рассматривали работу из лоскута «Теремок». При работе у некоторых дошкольников возникли небольшие трудности в последовательности наклеивания деталей дерева, но в целом работы получились.
Образовательная деятельность
Тема: «Украшаем дом ко дню Победы» Цель: Закрепить знания детей о лоскутной технике. Вызвать интерес к созданию украшения дома к празднику Победы. Учить выкладывать готовые элементы (из прямоугольников, овалов, звёздочек, полосок).
Вывод: дети внимательно слушали о том, что дом в котором мы живём должен быть не только прочным, удобным, но и красивым. А в великий праздник Победы сами должны украсить дом, его территорию. Дети с удовольствием выполняли работу, поправляли друг друга, рассуждали, где должны быть расположены шары, а где звёздочки от салюта. С удовольствием работали и получилось очень замечательно.
Заключение
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам и предметам. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от бессознательного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Качественная организация развивающей среды способствует такому эстетическому обогащению, влияет на познание нравственной стороны, повышает и познавательную активность.
Лоскутная техника одна из лучших способов в оформлении пространства ДОО. Это - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Лоскутное шитьё можно сравнить с живописью. Работы из ткани развивают у дошкольников чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.
Цель работы достигнута: выполнены серии творческих работ, в лоскутной технике, как вариант оформления пространства ДОО.
Задачи решены:
Изучены требования к организации пространства ДОО.
Изучена история возникновения лоскутной техники.
Осуществилось овладение технологией лоскутной техники.
Были изготовлены эскизы творческих работ, объединённых темой «Музыка пространства»
Выполнены творческие работы в технике лоскутного шитья
Изучены возрастные возможностей детей дошкольного возраста при ознакомлении с лоскутной техникой.
Был разработан комплекс мероприятий, по ознакомлению с лоскутным шитьём и формированию практических навыков, у детей старшего дошкольного возраста
Практическая значимость работ заключается в возможности использования проектных работ :
В оформлении ДОО
В образовательной деятельности
В выставках творческих работ
Для консультации родителей
Для консультации воспитателей
Список литературы:
1. Нормативно – правовой документ ФГОС дошкольного образования редакция 2013
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с. ISBN 978 – 5 – 906750 – 33 – 4
3. Воробьева Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. 3-е изд. , - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 144 с.
4. Габриэль Г. журнал «Стиль» №2 1994г. «рукоделие» стр. 3; 23-24.
5. Гусакова М. А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М. : Просвещение, 2000.
6. Дамские рукоделия. Пэчворк — искусство вдохновения- https://www.ma-dam.ru/index.php?menu_id=373&menu_parent_id=329 (17.12.10)
7. Заславский, Е. Л. Что такое архитектура [Текст] / Е. Л. Заславский. - М. : Народная Асвета., 2005. - 126 с. .
8. Зайцева О. В. Лоскутное шитье : Практическое руководство- https://fictionbook.ru/author/olga_zayiceva/loskutnoe_shite_prakticheskoe_rukovodstvo/read_online.html?page=1 (22.11.10)
9. История лоскутного шитья tehnologia.59442s003.edusite.ru›p54aa1.html
10. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Изд. центр «Академия», 2004. – 416 с.
11. Комарова Т. С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» - М. : Просвещение,1991г. Стр. 174 – 175.
12. Нестерова Д. В. «Лоскутные фантазии Лоскутное шитье» издательство «Астрель», 2010. – 29с.
13. Носова Т. «Ситцевый лоскуток» издательство «Мозаика – Синтез»2002. -с. 2-3; 16.
14. Пантелеев Г. Детский дизайн. – М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с.
16. Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч : образование, ребенок, ученик. – 2006. - № 3. – С. 34-36.
17. Пискулина С. С. Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани. Тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет. – Издательство: «Учитель», 2015 – 95 с.
18. Таран Р. Ф. «Лоскутная фантазия» Художественная аппликация/ Р. Ф. Таран. - М. : АСТ; Донецк: Сталкер,2007г. стр. 5-6.
19. Художественное творчество и ребенок. Под редакцией Н. А. Ветлугская. - М, 2010 - 174 с.