Михайлова Вероника Геннадьевна
Консультация «Школьная неуспеваемость детей с нарушениями развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования и науки Кемеровской области
ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»
Школьная неуспеваемость
детей с нарушениями развития
(для родителей)
г. Кемерово, 2019 г.
Темочки:
Неуспех, негативные оценки учителей и окружающих сверстников приводят к повышению уровня тревоги «неуспешного обучающегося», что в свою очередь, дезорганизует деятельность ребенка, способствуя закреплению неудач.
Психологические причины нарушений обучаемости :
1. Исходная несформированность организации действий.
2. Недостаточная подготовленность ребенка к школе. Недоразвитие мелкой моторики вызывает неудачи при обучении письму. Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке. Ребенок не запоминает, «пропускает мимо ушей» задания и указания учителя.
3. Повышенная тревожность ребенка (неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности, сформировавшаяся под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Тревожная дезорганизация деятельности, проявляющаяся в ухудшении результатов при повышении мотивации.
4. Астения - состояние нервного истощения, ослабленности, возникающее в результате длительной тревоги, перенесенных заболеваний, при переутомлении, недостатке витаминов, нарушения режима жизни. Повышается утомляемость, падает работоспособность, нарушается внимание, ослабляется память.
5. Хроническая неуспешность обучающегося приводит к развитию депрессивных тенденций.
6. Завышенные ожидания родителей. Реальные достижения ребенка родителями не замечаются или оцениваются недостаточно высоко.
7. Гиперактивность (двигательная расторможенность) – высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлекаемость, снижение самоконтроля.
8. Снижение мотивации.
9. Нарушения в развитии познавательных процессов – это задержка психического развития, умственная отсталость.
Рекомендации для родителей
1. Взрослые должны обеспечить ребенку ощущение успеха. Не сравнивать результаты ребенка с эталоном более успешных одноклассников. Ребенка нужно сравнивать с ним самим и хвалить за улучшение его собственных результатов. Следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному. Ребенка побольше хвалить, когда он что-то делает и поменьше ругать. Школьные дела должны очень долго оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу. Снизить ценность школьных отметок, но не знаний. Родители не должны показывать свою озабоченность учебными неудачами ребенка. Высоко оценивать сферу деятельности, в которой ребенок может успешно самоутверждаться. Не фиксировать ребенка на школе.
2. Активное воображение ребенка развернуть на решение реальных творческих задач, обеспечив эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха (театральная самодеятельность, сцена, музыкальная или художественная школа, домашние концерты с использованием инструментов, абстрактная живопись).
3. Замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание дикими способами. А если «фокусы» - все замечания родителю свести к минимуму. Наказание за серьезные проступки предельно безэмоциональны, например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур, предохранитель и спрятать до следующего дня, не обращая внимание на крики и угрозы ребенка.
4. Во время скандала- холодность и равнодушие, чуть позже- тепло и внимание. Прежние нарушения должны быть забыты, но наказания не должны отменяться.
5. Научить ребенка соотносить между собой разные социальные нормы по степени их значимости, для начала, прекратив наказания и замечания за мелкие проступки, но пресекать серьезные. Постепенно прекращая, все негативные проявления, ввести поведение ребенка в нормальные рамки. Полезно обсуждать с ребенком моральные вопросы, можно ли нарушить то или иное правило в какой-либо ситуации. С точки зрения морали обсуждать несовпадения норм морали и норм закона.
6. Родителям не стоит дублировать дома школу, жить с ребенком домашней жизнью дома. Родителю следует придерживать речевой поток и направлять на деятельность, т. е. «Сначала сделай, а потом расскажешь». Как дело сделано, конечно же, с ребенком надо побеседовать.
7. Рисование, конструирование, лепка, но главное – эмоциональное общение с родителями.
8. Повышение уровня самостоятельности ребенка (хождение в магазин т. д.)
9. Развлечения во время болезни должны быть ограничены, выполняться все лечебные процедуры, чтобы болезнь не становилась приятным времяпрепровождением. Когда ребенок здоров, стараться побольше с ним общаться и делать его жизнь интереснее и насыщеннее событиями.
10. Повышенная активность ребенка должна продуктивно использоваться в спорте (восточные единоборства, плавание).
11. Для сверхчувствительного ребенка важно дозировать учебные и иные нагрузки, давать отдохнуть, оберегать от сильных впечатлений, не кричать на ребенка, не позволять смотреть ему фильмы ужасов, избегать травмирующих ситуаций типа похорон или поминок.
12. Замкнутого ребенка надо учить общаться и сотрудничать с одним-двумя партнерами.
13. Умственно отсталому ребенку, как и ребенку с тяжелой задержкой психического развития, необходимо обучение в специальной школе.
14. Инфантильному ребенку дать время повзрослеть, оставив его в покое, занятия проводить в игровой форме.
15. Медлительному ребенку нужно регулировать объем работы.
16. Невнимательному ребенку поручать проверять и оценивать свою работу.
17. Родитель должен побуждать ребенка к планированию своих действий и следить за тем, чтобы планы были реализованы, например: «В двух словах скажи, как будешь решать эту задачу». Все организационные моменты ребенка должны быть доведены до автоматизма (так, перед выполнением уроков, ребенок должен решить, в какой последовательности он их будет выполнять; достать все, что нужно для приготовления уроков, сложить учебники и тетради на рабочем месте в намеченной последовательности).
18. Ослабленному ребенку необходимы частые перерывы, заполненные активными движениями, например, игры в мяч, приемы само-расслабления.
19. «Ленивому» ребенку необходимы совместные занятия с родителями, взрослыми, включающими познавательные элементы (наблюдение за прорастающими растениями, за изменениями в природе, самостоятельный прогноз погоды по известным приметам, рассматривание мелочей в микроскоп, наблюдение за домашними животными).
20. Физически агрессивного ребенка научить выражать агрессию в вербальной форме, например, делать замечания за проступки. Давать выход сиюминутной агрессии: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластмассовым ножом пластилин, совершать безобидные разрушительные действия. После такой разрядки полезны успокаивающие занятия, игра с песком, водой. Агрессивным мальчикам прививать эталон «настоящего мужчины» - сдержанность, владение собой. При защитной агрессии обучать средствам общения.
ГОО «Кузбасский РЦППМС», г. Кемерово,
Педагог-психолог ТПМПК № 1 по Кемеровскому городскому округу:
Михайлова Вероника Геннадьевна