Ракина Наталья
Консультация для родителей подготовительной группы «Школьная зрелость»
▼ Скачать + Заказать документы
Школьная зрелость.
Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребёнка в детском саду и семье.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Об интеллектуальной зрелости говорит способность ребёнка концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями. Эмоциональная зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и в умении длительно выполнять не всегда привлекательную работу (произвольность поведения). Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение слушать и выполнить указания учителя; подчинять своё поведение установленным правилам. Однако не следует путать интеллектуальное развитие детей и их обученность. Например, ребёнок, поступивший в школу, не умеет читать, писать или считать, но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью, что через пару месяцев легко догоняет своих одноклассников.
Публикация «Консультация для родителей подготовительной группы „Школьная зрелость“» размещена в разделах
Обученность может облегчить жизнь ребёнку в первые месяцы школьной жизни и даже создать временную успешность. Но здесь же кроется и опасность – ему будет скучно учится. Кроме того, в определённый момент резерв обучённости истощится. Поэтому взрослым целесообразнее сосредоточить своё внимание не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость, и на здоровье будущего первоклассника. Ведь с приходом в школу физическая нагрузка на организм увеличивается. Часто болеющий ребёнок выбивается из нового ритма жизни, ему приходится догонять пропущенное. Дополнительная психическая и физическая нагрузка тяжела для ребенка, он может потерять веру в свои силы.
Немало важный момент – речевые дефекты ребёнка. Они затрудняют процесс овладения грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма. Поэтому необходимо обратится к логопеду за консультацией и своевременно начать занятия.
Очень важный момент – желания учится. Поступить в школу хотят практически все, но причины этого желания разные: одни идут в первый класс потому, что там будут учиться их друзья; другим нравится новый ранец и тетрадки; третьих интересуют звонки и перемены в школе. Такие ответы говорят о том, что дети ещё не осознали важность учёбы и не готовы к новому, важному шагу в жизни.
Правильно сформированная внутренняя позиция будущего первоклассника является основной его готовности к школе.
Ребёнка нужно научить слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным, содержать в порядке рабочее место. Важно, чтобы он умел правильно держать карандаш и ручку, уверенно рисовал, лепил, пользовался ножницами, умел составлять рассказ по картине.
Кроме того, будущий ученик должен обладать и таким необходимым качеством, как самостоятельность. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определённые трудности.
Таким образом «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определё нных качеств:
1. Стремление к общению со сверстниками;
2. Желаем учится (уметь читать, писать, считать);
3. Хорошее здоровье;
4. Эмоциональный настрой (тревожность, мотивация своих
действий и др.);
5. Грамотная речь, связанное изложение своих мыслей;
6. Стремление к сотрудничеству со взрослыми;
7. Развитая произвольность поведения;
8. Любознательность и стремление к открытиям;
9. Хорошо сформированная координация движений и
графических навыков.
Каждый родитель знает, какое качество наиболее значимо для его ребёнка, и при активной помощи воспитателя будет его развивать.