анна антипова
Картотека игр для развития слухового внимания у детей с нарушениями зрения
Картотека игр для развития слухового внимания у детей с нарушениями зрения.
Учебно-методическая разработка.
Автор: Антипова Анна Валентиновна, воспитатель группы коррекции зрения, детский сад № 107.
Задачи:
1. – Расширить рамки слухового восприятия.
Публикация «Картотека игр для развития слухового внимания у детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Темочки
2. – Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти.
3. – Формировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представления о различной интенсивности неречевых и речевых звуков.
4. – Формировать способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.
5. – Формировать фонематическое восприятие для усвоения звуковой системы языка.
Актуальность
Одной из первостепенных задач в работе с детьми считаю обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного,тактильного,обонятельного, вкусового и слухового. В дошкольном возрасте необходимо научить ребёнка смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть обогащать чувственный опыт, что окажет влияние в дальнейшем на развитие фонематического слуха.
Взрослым часто кажется, что это происходит само собой: раз есть глаза, значит, ребёнок увидит, а со временем и поймёт всё, что происходит вокруг; раз есть уши – услышит, но, к сожалению, это не соответствует истине. Стихийный опыт, который ребёнок приобретает сам, конечно же, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда оказывается полноценной основой психического развития.
Развитие слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста начала с того, что стала обращать внимание детей на неречевые звуки, например, шум воды, скрип дверей, звон ключей, шелест бумаги, звук льющейся воды, шум шагов, проходящего транспорта, звон телефона и будильника, смех и плач ребенка, звук колокольчика, бубна и т. д. Слушали с детьми звуки живой природы: звуки, издаваемые животными, шуршание листьев, пение птиц, скрип снега зимой, грохот грома, шум ветра, шум дождя. А также обращала внимание на звуки, издаваемые при манипуляции с предметами: листать книгу, двигать стулом, резать толстый лист бумаги (картон, переливать воду из стакана в стакан, стучать карандашом об стакан и т. д.
Использование звуков живой природы считаю необходимым. Эти звуки близки ребенку, он слышит их с детства, они успокаивающе действуют на психику ребенка. Звуки живой природы в звукозаписи использовала в дидактических играх «Догадайся, кто кричит?» (голоса животных, «Догадайся, что звучит?» (звуки природы).
После предварительной работы по ознакомлению со звуками проводила дидактическую игру на слуховое внимание «Скажи, что ты слышишь». Предлагала детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машин, шорох падающего листа, разговор прохожих, стук каблуков и т. д.).
Усложненный вариант игры для старшего дошкольного возраста - «Кто больше услышит звуков?» или «Кто самый внимательный?».
Такая же дидактическая игра проводилась на различение звучания музыкальных инструментов или игрушек «Скажи что звучит?». Предварительно проводилось ознакомление детей с музыкальными инструментами или игрушками, их звучанием. Показывала звучащие игрушки или музыкальные инструменты, которые лежат перед ними на столе, затем демонстрировала их звучание. После того, как дети запомнили звучание, просила их закрыть глаза и послушать, какой музыкальный инструмент сейчас будет звучать. Если дети без труда узнавали звучание трех музыкальных инструментов, то увеличивала их число до пяти.
Во время игры дети садились на стулья полукругом. Сначала я напоминала, как звучит каждый инструмент, а затем предлагала каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Также использовала ширму, чтобы дети не отворачивались. Оборудование: колокольчик, барабан, треугольник, металлофон.
Для усложнения игры вводила дополнительные музыкальные инструменты, например: дудочку, бубен, погремушку и другие, звучание которых знакомо детям с детства. Усложненный вариант игры, предлагала назвать последовательность звучания музыкальных инструментов: - Что ты услышал сначала? - Какой музыкальный инструмент звучал потом? - Какой инструмент звучал последним?
Интересной и познавательной для детей оказалась игра на развитие слухового внимания «Коробочки. Найди пару.» Для этого использую капсулы от киндер-сюрпризов, наполненные разными материалами (пшено, рис, семечки, манная крупа, пуговицы, морские камешки и др.)
Такую же работу вела над развитием речевого слуха (умение различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего). Дидактическая игра «Угадай, чей голосок». Цель: определить того, кто позвал по голосу. Первый вариант: играющие сидят, один из них становится (по назначению воспитателя или выбор по считалке, или по желанию) в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих детей. Тот произносит имя стоящего в центре ребёнка. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза, и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, ему предлагается снова закрыть глаза, и игра продолжается.
С целью развития речевого слуха и узнать товарища по голосу проводила следующие игры «Улиточка», «Угадай, кто это?», «Лягушка».
Также использовала дидактическую игру на развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи «Слушай и выполняй». Называла 1-2 раза несколько различных движений (1-5, не показывая их. Ребенок выполнял движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем сам перечислял последовательность проделанных упражнений.
Или дидактическая игра «Кто внимательный?» - развитие восприятия фразовой речи. Оборудование: различные игрушки (машины, куклы, кубики). Проводилась игра так: вызывался один ребенок, и ему давалось задание. Например: взять мишку и посадить в машину. Задания давались короткие и простые. Ребенок выполнял задание, а затем проговаривал, что он делал.
Развивающие игры и упражнения активно использовала в работе в непосредственно-организованной деятельности, а также в утренний и вечерний отрезок времени и на прогулке, как организационный момент.
Например, на прогулке во время наблюдения за листопадом обращала внимание на красоту падающих осенних листьев, например, проводила игру, «Кто из детей услышит осень?» (слуховое восприятие : шум ветра, шелест падающих листьев, шуршание листьев под ногами, хруст ломающихся под ногами веток, упавших с деревьев и др.).
Вот ещё некоторые игры и упражнения, проводимые мной для развития слухового внимания.
Игра «Слушаем слова»
Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.
Игра «Топ-хлоп»
Договариваюсь с детьми, что буду произносить разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, они должны хлопнуть в ладоши, если не верное, надо топнуть. И игра начинается.
Например, «Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу» и др.
Игра «Лови - не лови»
Для игры понадобится мяч.
При слове -«Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.
Игра «Сделай правильно»
Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.
Раздайте детям платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх - четырех раз.
Игра «Послушай и сделай как я»
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм.
Игра «Аисты - лягушки»
Договоритесь с детьми, что сейчас они будут ходить по кругу и превращаться в аистов или лягушек. Если вы хлопнете в ладоши один раз, дети должны превратиться в аистов: встать на одну ногу, руки в стороны. Если вы хлопнете в ладоши два раза, дети превращаются в лягушек: садятся на корточки, руки опускают на пол между ногами. Если вы хлопнете три раза, дети продолжают ходьбу по кругу.
Начинайте игру: сначала приучайте детей к определённой смене движений, а потом старайтесь их запутать.
Игра «Зайчики, медведи, галки»
Договоритесь с детьми, что по команде «Зайчики» дети будут прыгать как зайчики, по команде «Медведи» - косолапить как медведи, по команде «Галки» - махать руками. Постепенно задания можно усложнять добавляя новых животных: «Раки» - надо пятиться назад. «Лошади» - скакать как на лошадке.
Игра «Тихо - громко»
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с детьми, что когда вы говорите тихо, они должны ходить тихо на носочках. А когда вы говорите громко, дети должны громко маршировать. Объясните детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, чтобы вы не говорили тихим голосом, дети всё равно должны ходить тихо на носочках. И также, чтобы вы не говорили громким голосом, дети всё равно должны маршировать.
Начинайте игру. Сначала говорите шё потом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Все маршируют». Когда дети привыкнут к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» - говорите вы тихим голосом, или «Все машут руками» - громким голосом. Затем ещё больше усложняйте игру: «Все маршируют» - говорите шёпотом. «Ходим на носочках» - говорите громко. Старайтесь запутать детей, меняйте команды и громкость голоса неожиданно.
Дети не должны поддаваться на провокации, им надо всегда ходить на носочках под шёпот и маршировать под громкий голос.
В результате у детей в процессе их собственной деятельности и специально организованной взрослыми деятельности накопились зрительные и слуховые образы, что положительно сказалось на развитии слухового восприятия и фонематического слуха.
Адресовано: воспитателям, родителям для индивидуальной работы с детьми.
Условия реализации: такие игры полезно проводить как в общеразвивающих, так и в логопедических группах детского сада.