Олеся Полубарьева
Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ»
Логика – наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, рассматривающих определённые способы доказательств и опровержений.
Мышление – высшая степень человеческого познания. Оно позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной степени познания.
Публикация «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развитие логического мышления невозможно без усвоения ребёнком сенсорных эталонов:
- основных цветов спектра;
- геометрических фигур;
- величин предметов по признакам: большой-маленький, толстый- тонкий, высокий – низкий, широкий-узкий.
Поскольку основная деятельность детей – игра, поэтому и познание математики должно иметь занимательный характер.
Занимательный математический материал служит одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: усидчивость, находчивость, самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, конструктивные умения.
Многообразие занимательного математического материала даёт основание для его классификации:
• Развлечения.
• Математические (логические) игры, задачи, упражнения.
• Дидактические игры и упражнения.
К математическим развлечениям относятся головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование, загадки, задачи-шутки,
Математические ребусы, «Пифагор» «Танграмм», «Колумбово яйцо», и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Головоломки, например, могут решаться и угадыванием чисел, и силой фантазии и воображения.
Игры, в которых смоделированы математические закономерности, построения, отношения, называются математическими логическими играми и задачами. К ним относятся такие игры, как шашки, шахматы, с блоками, словесные. Для нахождения решения необходимо проанализировать условия, правила и содержание.
Дидактические игры и упражнения – это словесные игры и игры с наглядным материалом.
Задачи-шутки способствуют развитию внимания и сообразительности, предостерегают ребенка от поспешных ответов и необоснованных выводов.
Занимательные математические игры можно использовать и для организации самостоятельной деятельности.
Задачи–смекалки интересны своей занимательностью, желанием решить их самостоятельно. Результат решения – догадка, которая свидетельствует о развитии смекалки и сообразительности.
Поэтому очень важно привлекать детей к решению подобных задач. Решая их во – первых, у ребенка появляется интерес к изучению математики, во – вторых, развивает умственные способности, т. е. мышление.
Логические задачки по математике могут быть следующими:
Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной - на клене вишни не растут.)
Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)
У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)
Как в решете воды принести? (Заморозить)
В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9)
Все описанные приемы активно используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала. Но это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать. Самое главное – это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать много времени.
Успехов Вам в воспитании детей!