Анна Жилинская
Игры и упражнения для развития оптико-пространственного восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
1 этап: (младший дошкольный возраст) Освоение телесного пространства.
«Выше – ниже». Стоя перед зеркалом, ребенок и педагог вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находят, показывают и называют то, что «выше, чем…»; «ниже, чем…». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и, наконец, с закрытыми глазами.
Публикация «Игры и упражнения для развития оптико-пространственного восприятия» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Спереди – сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос. грудь, бровь и. т. д.). Аналогично – сзади (затылок, спина, пятки и т. д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.
2 Этап (младший дошкольный возраст)
Осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней
«Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст – «Пустыня».
Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками.
«Движения в средней зоне». Сюжетный контекст – «Царство животных».
Каждый ребенок выполняет то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок.
«Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст – «Царство птиц».
3 Этап (старший возраст)
Определение направлений в пространстве относительно своего тела.
«Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам понадобиться большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон – игроки. Игрок командует водящему: «Направо!». Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»).
«Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а педагога – диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.
4 Этап. (старший возраст) Ориентация других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.
«Капризный фотограф». (используя фотокамеру на телефоне) Педагог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т. д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.
«Собираем урожай». Педагог раскладывает перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь».
5 Этап. Двигательные диктанты и графические схемы (старший возраст)
«Поставь фигуру в угол». Педагог предлагает ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д. Определить, какие еще углы не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом углу».
«Проведи линию». («Сделай дорожки») (камешки марблс) По инструкции педагога ребенок проводит определенные линии: прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д. (в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги). Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем – прямую линию в левый нижний угол».
На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку – «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым).
6 Этап. Конструирование и копирование.
Данный этап является неотъемлемой частью формирования и развития пространственных функций, на этом этапе ребенок выполняет упражнения, в процессе которых может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. д. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
«Я - конструктор». (объемный конструктор) Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву. Цифру или орнаменты.
«Копирование фигур». (выложи как я) из геометрических фигур
7 Этап. «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые инструкции.
«Положи ручку». Педагог дает ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.
«Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь, а стол…»). .
«Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка - под волком, а выше всех – лев. Ребенок расселяет жильцов. Потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.
«Новоселье». Освоив предыдущее упражнение. Ребенок по представлению решает такие задачки:
«В теремке поселились: лягушка – под мышкой, зайчик – над лисичкой, а мышка – под лисичкой. Кто на каком этаже живет?».
«Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этаже должна жить одна семья: Борисовы – под Карповыми, Ивановы – над Черновыми, а Карповы – под Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры».