Елена Долгая
Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение 1.
На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Педагог предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих предметов увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения стойких и контрастных звуков.
Упражнение 2.
Публикация «Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Перед ребенком выставляется 4-5 предметов: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т. п., при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша педагог вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительном опросе: о металл и дерево, позже добавляют 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкости дифференциации звучаний.
Упражнение 3.
Перед ребенком выставляется хорошо знакомые ему предметы: карандаши, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Педагог объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях педагога возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Педагог переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведённого действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до стойкой дифференциации звуков.
Упражнение 4.
В одинаковые металлические баночки помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и т. п. ребенку сначала предлагается внимательнопослушатьи запомнить звучание каждого продукта ометаллическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди, встряхивая коробочки, педагог каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.
Упражнение 5.
Упражнение направлено на различие по тембру максимально сокращенногозвукокомплекса. Педагог предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) его позвал.
Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое «АУ».
Упражнение 6.
Педагог предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме? И т. п.
При трудностях называния персонажей педагог может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображение трех разных медведей.
Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Список использованных источников:
Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. СПб, изд-во «Акцидент», 1997.