Штабеева Валентина Петровна
Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Дирижёры»
Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики, развивать речевой слух.
Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.
«Составь схему»
Публикация «Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики для второй младшей группы» размещена в разделах
Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики, развивать речевой слух.
Описание. Педагог произносит текст, каждый ребёнок на столе выкладывает столько карточек, сколько повествовательных предложений он отметил в тексте.
«Кто хозяин?»
У Миши и Сени жила собака. Её звали Дружок. Мальчики подобрали Дружка с перебитой лапой. Кто хозяин Дружка? Миша и Сеня каждый день говорили об этом.
Однажды они гуляли в лесу. Дружок бежал впереди. Вдруг на Дружка напали овчарки. Миша закричал и залез на дерево. А Сеня не убежал: он взял палку и защитил Дружка. Прибежал сторож и отогнал овчарок.
Миша теперь не спорил, кто хозяин Дружка.
«Точка»
Цель. Знакомство со знаком препинания – точкой, закрепление навыков восприятия понижения основного тона.
Описание. Педагог объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точки. При этом можно продекламировать: «Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо».
Затем детям зачитывают различные тексты и дают задание поставить на листе бумаги столько точек, сколько повествовательных предложений они отметили.
«Волшебная линия»
Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.
Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображённой стрелке или дети «рисуют» в воздухе.
«Восклицательный знак»
Цель. Закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком.
Описание. Педагог знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождается стихотворением:
Чудак – восклицательный знак!
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»
Затем педагог произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.
«Лесенка»
Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики : с понижением и повышением основного тона голоса.
Описание. Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).
«Вопросительный знак»
Цель. Закреплять навыки узнавания вопросительных предложений с вопросительным словом, знакомить с вопросительным знаком.
Описание. (1 вариант). Педагог произносит текст. Дети, когда слышат вопросительное предложение, показывают карточку.
(2вариант). Педагог произносит текст. Каждый ребёнок на столе выкладывает столько карточек, сколько вопросительных предложений он отметил в тексте.
«Кулики»
- Кто там бродит у реки?
- Это наши кулики.
- А чего они хотят?
- Накормить своих ребят?
- Где ребята?
- На песочке.
- Сколько их?
- Сынок и дочка.
У сынка на горлышке
Все промокли пёрышки,
От того, что, не спросясь,
Сунул клювик прямо в грязь.
«Вопрос – ответ»
Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова, учить дифференцировать на слух различные виды мелодики.
Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу – вопрос, шаг вперёд. Делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу – утверждение, - дети с эмблемами точки. ( Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку.»)
«Позовём вместе»
Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.
Описание. Педагог произносит фразы со «звательной» интонацией. Дети в воздухе рукой «рисуют» повышение основного тона в начале и понижение к концу фразы.
«Просьба»
Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка, узнавания предложений, выражающих просьбу, совет, приказ.
Описание. При повторном воспроизведении текста педагогом дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат предложение, содержащее просьбу, совет или приказ.
«Просчитался»
Жил в своём логове волк. Жилище своё он не чинил и не чистил. Оно было грязное и ветхое.
Проходил мимо логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась.
- Дружище, прости меня, пожалуйста! – сказал слон. – я нечаянно, и сейчас починю.
Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша ещё крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать себе новый дом.
- Стой! – закричал волк. – Ты, что же, думаешь так легко отделаться! Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу.
Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом.
- Вот тебе новый дом! – сказал слон и ушёл.
- Ничего не понимаю, - удивился волк. – То у меня прощения просил, а потом так жестоко поступил…
- Дурачина ты! – прокаркал ворон. – Не видишь разницы между трусостью и воспитанием.
«Воздушный шарик»
Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики : с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.
Описание. Дети поочередно двигают «воздушный шарик» по прорези, ориентируясь на повышение и понижение основного тона голоса (мелодики) педагога, который произносит отдельные фразы.
«Диктант»
Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики : с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.
Описание. Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодики каждого предложения.
«Лиса и собаки»
Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.
Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:
- Ушки, ушки, что вы делали?
- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.
- Ножки, ножки, что вы делали?
- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.
- Глазки, глазки, что вы делали?
- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.
- А ты хвост, что делал?
- Я по пням, по кустам цеплялся.
- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.
Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.