Наталья Кириченко
Конспект образовательной деятельности «Богатыри земли Русской» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в области «Богатыри земли Русской.» в старшей группе.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Богатыри земли Русской“ в старшей группе» размещена в разделах
Образовательные : Познакомить детей с былиной «Добрыня Никитич». Учить эмоционально, воспринимать образное содержание былины, осмысливать характеры персонажей. Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Расширять словарный запас детей. Познакомить детей с картиной В. Васнецова «Три богатыря».
Развивающие: Формировать у детей умение передавать в рисунке детали одежды русского богатыря. Развивать мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства, интерес к истории России. Воспитывать организованность, сосредоточенность в познавательной деятельности.
Оборудование: Репродукция картины В. Васнецова “Три богатыря”. Рисунки - раскраски для каждого ребенка, цветные карандаши. Выставка книг со сказками и былинами о русских богатырях. Грамзапись “Богатырской симфонии” Бородина. Аудиозапись Э. Грига «Утро»,
Предварительная работа: Чтение былин «Илья Муромец», «Святогор», «Садко», «Алёша Попович и Тугарин» и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
Ход образовательной деятельности:
(Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка Э. Грига «Утро»)
Воспитатель: Собрались мы сегодня для беседы доброй и складной. Чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась наша беседа речью плавною. А еще хочу пожелать вам, чтоб участвовали вы в нашей беседе и внимательно слушали. Все, что услышите, может вам пригодиться. У меня для вас есть сюрприз – эта книга для детей, называется она «Былины о русских богатырях». В этой книге много иллюстраций с одной из былин мы с вами сегодня познакомимся. Дети, скажите, пожалуйста. Как называлась наша Родина в старину, когда ещё не было ваших дедушек и бабушек?
Дети: В старину наша Родина называлась Русью.
Воспитатель: Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. А как назывались в те далекие времена воины, охранявшие родную землю от врагов? Дети: Богатыри.
Воспитатель: Богатыри, люди, которые обладают невиданной силой, храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть.
Воспитатель: Дети, кого из богатырей вы знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор.
Самые известные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель: Русский народ наделил былинных богатырей лучшими положительными качествами: смелостью, силой, мудростью, преданностью своей Родине. Художник Виктор Михайлович Васнецов через краски выразил любовь народа к богатырям (обращает внимание детей к репродукции картины “Три богатыря”) Кто изображен на картине? Дети: Богатыри.
Воспитатель: Это самая крупная картина художника – она, призванная выразить дух русского народа. Герои, наделены яркой внешностью с героическими чертами характера. Богатыри сидят верхом на конях. Кони у них тоже богатырские.
Воспитатель: Как одеты богатыри?
Дети: На голове у богатырей шлем. На них надеты “железные” рубахи, сапоги.
Воспитатель: Называются такие железные рубахи – кольчуги.
В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила. В одной руке у него палица (показ, в другой копье.
Богатырь справа, самый младший - Алёша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь – Добрыня Никитич - он может выполнить самые сложные поручения. Весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
Воспитатель: Назовите, чем вооружены богатыри?
Дети: У Ильи Муромца – щит и копьё, а ещё палица.
У Алёши Поповича – лук со стрелами.
У Добрыни Никитича в руке меч.
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите: “Какими словами можно сказать о богатырях?”
Дети: Богатыри сильные, смелые, бесстрашные. Богатыри защищают свою Родину от врага.
Воспитатель: Верно. Трудно представить богатырей как-то по-другому. Картина вызывает у нас чувство гордости за русский народ, который создал такие образы былинных богатырей.
Засиделись мы за беседой нашей доброй и складной. Пора вам отдохнуть, да силу и ловкость свою показать.
Физ -минутка:
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
(Дети садятся на места, занятие продолжается)
Воспитатель: Не раз богатыри спасали Русь от злого врага. Народ прославлял их подвиги и о таких богатырях издавна слагал былины.
А что такое былина? (Ответы детей)
Воспитатель:
Былина – это русские народные песни - сказания. Создателями былин является народ. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских богатырей.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с былиной, в которой описываются подвиги одного из богатырей. Былина называется «Добрыня Никитич». Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопрос «С кем сражался Добрыня Никитич?» (Чтение былины)
Воспитатель:
- Что я вам сейчас прочитала?
- Подвиги, какого богатыря описываются в этой былине?
- С кем сражался Добрыня Никитич?
- Какой уговор был между Добрыней Никитичем и змеем?
- Что произошло потом? (Змей утащил девицу – красавицу, племянницу князя Владимира и богатырю пришлось её спасать)
- Каким мы представляем Добрыню Никитича? (Смелым, отважным, храбрым, добрым, сильным) Воспитатель: Кто из вас готов, тоже совершить подвиг? (Выбрать одного мальчика)
Игра «Снаряди богатыря в поход»
Воспитатель: Что нам понадобилось для богатыря?
Дети: Кольчуга, сапоги, шлем, лук и стрелы, меч, щит, богатырский конь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у меня необычные рисунки.
(Раздать детям раскраски)
Воспитатель: Я предлагаю вам с помощью цветных карандашей раскрасить рисунки – портреты для выставки, для наших родителей.
(Дети приступают к работе, звучит “Богатырская симфония” Бородина)
По окончанию воспитатель вместе с детьми организует выставку детских работ. Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете былины и их главных героев. А теперь давайте вернемся в наше время.
- Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (Ответы детей)
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
- Где их можно встретить? (Пожарные, пограничники, космонавты, врачи)
Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. И вы когда вырастите, станете сильными и смелыми - настоящими патриотами нашей Родины.