МААМ-картинки

Блочно-тематическое планирование игр-драматизаций

Наталья Александровна Мкртчян
Блочно-тематическое планирование игр-драматизаций
▼ Скачать + Заказать документы

Введение. В дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его творческих способностей и воображения, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Современные комплексные вариативные программы предполагают органично решать проблемы воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет средством игр-драматизаций.

Публикация «Блочно-тематическое планирование игр-драматизаций» размещена в разделах

Являясь разновидностью творческой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия художественного произведения и является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые эмоциональные отношения. Для организации целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста нами был разработан тематический план, целью которого является формирование нравственных ценностей средством игр – драматизаций.

Данный план содержит пять блоков, основанных на литературных произведениях, отобранных нами для игр-драматизаций и способствующих формированию таких нравственных качеств как доброта, отзывчивость, сострадание, справедливость, сочувствие.

Подбор произведений для обыгрывания. Был произведён отбор художественных произведений, являющихся содержанием игры – драматизации, на основе следующих критериев:

- соответствие литературного материала поставленной цели – по формированию нравственных ценностей;

- доступность содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольника;

- сюжетность, динамичность литературных текстов;

- способность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях;

- способность вызывать чувственные переживания у детей, способствующие формированию нравственных качеств.

Опираясь на выделенные критерии, можно выделить ряд произведений, рекомендованных для работы с детьми.

К ним относятся русские народные сказки:

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

- «Кот, петух и лиса»;

- «Теремок»;

- «Заюшкина избушка»;

- «Айболит» (К. Чуковский);

- английская народная сказка «Три поросенка».

Был разработан алгоритм ознакомления дошкольников с художественным произведением

*Знакомство с произведением, чтение

*повторное чтение

*беседа по прочитанному произведению

*пересказ, рассказывание по ролям, заучивание наизусть

*рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов

*игровые этюды

*игра – драматизация

В процессе ознакомления старших дошкольников с художественной литературой нами широко использовалась книжная выставка. Книжная выставка позволяет дать детям более полное представление о книгах. На выставке использовались книги русских народных сказок, английских народных сказок.

Проводились небольшие занятия, главной целью которых было:

- воспитывать у детей потребность рассматривать книгу и иллюстрации;

- расширять словарь детей устаревшими словами;

- активизировать в речи использование эпитетов: находчивая, справедливая, чуткая, добрая, отзывчивая и т. д;

- способствовать воспитанию в детях сочувствия, сострадания, чувство товарищества.

В ходе проведения занятий мы реализовали следующие этапы:

1) рассматривание книг, знакомство с автором (если есть);

2) словарная работа (работа с незнакомыми словами);

3) рассматривание иллюстраций в книге;

4) работа с книжной выставкой, отыскивание названных произведений в небольших сборниках;

5) беседа, направленная на выявление идейного содержания произведений, воспитание нравственных чувств и качеств личности.

Система организации игр-драматизаций. В соответствии с тематическим планом нами была разработана поэтапная система организации игр – драматизаций [рис. 3]

1. знакомство с театром данного жанра, его устройством, профессиями работающими в нем людей через просмотр видеофильмов

2. знакомство с текстом произведения

3. освоение выразительных средств передачи образа в данном жанре: мимика и движения в драматическом спектакле; речь и ритмопластика – в музыкальном; голос и кукловождения – в кукольном. Использовались упражнения и этюды с героями и элементами сюжета

4. изготовление атрибутов и масок

5. организация самих игр – драматизаций

Подготовительная работа к игре – драматизации включала подбор текста, музыкальных произведений, просмотр мультфильмов по сказке, создание атрибутов.

Опытная работа по формированию нравственных ценностей с детьми седьмого года жизни проводилась в соответствии с разработанным нами блочно-тематическим планированием. Были созданы условия для развития у детей театральной деятельности: оборудована зона театральной деятельности (или уголок сказки, и «стихийный уголок» (или уголок уединения, где ребенок может побыть один, прорепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру, перелистать фотоальбом и вспомнить сюжеты из сыгранных спектаклей и др.

В зоне театральной деятельности были размещены разные виды кукольного театра:

- театр верхних кукол (куклы находятся выше работающего с ними актера, над ширмой);

- театр марионеток (куклы управляются при помощи ниток или проволок);

- настольный театр;

- театр масок ;

- пальчиковый театр и др.

Были организованы несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра.

В зоне театральной деятельности находились также:

- ширма для показа кукольного театра (легкая, удобная с занавесом для смены декораций во время спектакля);

- маски;

- костюмы для ряженья;

- музыкальные инструменты

- театральные куклы.

Работа в каждом блоке включала в себя:

- создание развивающей среды для игр – драматизаций;

- чтение художественной литературы;

- непосредственно игра – драматизация.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИГР - ДРАМАТИЗАЦИЙ

Блок 1. Игра-драматизация «Заюшкина избушка» (русская народная сказка)

Цель: Формировать у детей чувства отзывчивости, сострадания; воспитывать желание помогать попавшим в беду.

Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации

- маски героев;

- декорации домиков, леса. Выразительное чтение;

пересказ по ролям;

инсценировка сказки;

рисование на тему «Лиса под окошком». 1. Разыгрывание этюдов «Лиса просит зайчика пустить её к себе», «Собачка помогает зайчику», «Медведь помогает зайчику» «Петушок помогает зайчику».

2. Распределение ролей (Заяц, лиса, петушок, собачка, медведь).

3. Установка декораций (деревья, дом).

4. Разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с выбранной ролью).

Продолжение таблицы 2.

Блок 2. Игра –драматизация «Теремок» (русская народная сказка)

Цель: Воспитывать у детей сострадание, формировать понимание об оказании

помощи. Формировать у детей эмоционально целостное восприятие сказочных образов, воспитывать сопереживание.

Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации

Изготовление атрибутов: -декорации теремка и леса;

- маски героев сказки мышки, лягушки, зайца, петуха, лисы, медведя. Выразительное чтение;

пересказ по ролям;

инсценировка сказки;

лепка героев сказки.

1. Разыгрывание этюдов «Как лягушка прыгает», «Как медведь идет к теремку».

2. Распределение ролей (мышка, лягушка, петух, заяц, лиса, волк, медведь).

3. Установление декораций (деревья, теремок).

4. Разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью) : - к теремку подходят мышка, лягушка, петух, лиса, волк и произносят слова: «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет…»; - приходит медведь и ломает теремок; дети строят новый.

Блок 3. Игра-драматизация «Кот, петух и лиса» (русская народная сказка)

Цель: Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, сострадание, умение сопереживать, способствовать возникновению желания оказывать помощь попавшим в беду.

Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации

Изготовление атрибутов:

- декорации, домика петуха и кота, домика лисы;

- маски кота, петуха и лисы.

Выразительное чтение;

пересказ по ролям;

инсценировка сказки.

Рисование на тему «Как котик спасает петушка».

1. Игры – упражнения «Позови петушка», «Позови котика - братика». 2. Распределение ролей (петух, кот, лиса). 3. Установка декораций (деревья, домик лисы, домик кота и петуха). 4. Разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью) :

- кот уходит в лес за дровами и наказывает петушку, как нужно вести себя в его отсутствие;

- появляется лиса и поет песню «Петушок, петушок золотой гребешок…»;

- петушок выглядывает в окошко и лиса его забирает в лес;

- петушок кричит: «Несет меня лиса за темные леса…»;

- кот бежит в погоню и отнимает петушка;

- история повторяется;

- кот играет на гуслях возле лисьего дома;

- лиса выглядывает, кот хватает петушка и убегает

Блок 4. Игра-драматизация «Три поросёнка» (английская народная сказка)

Цель: Развивать осознание необходимости заботиться о других и помогать; дружно играть и трудиться. Формировать способности импровизировать, способность самостоятельно выбирать действия для эмоциональной выразительности нравственных ценностей.

Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации

Изготовление атрибутов:

- декорации домики поросят;

- маски поросят, волка.

Выразительное чтение;

пересказ по ролям;

инсценировка сказки.

Аппликация на тему «Три поросенка».

1. Этюд: «Поросята строят домик».

2. Распределение ролей (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф);

3. Установка декораций (домики, деревья);

разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью);

- дети имитируют строительство домиков и поют песню: «Нам не страшен серый волк»;

- появляется волк и ломает домики двух поросят;

-поросята бегут в домик Наф-Нафа и прячутся там от волка;

- волк проникает в домик через дверь, а на него выливается ведро воды и он убегает. Поросята снова весело танцуют на полянке.

Блок 5. Игра- драматизация «Айболит» (К. И. Чуковский)

Цель: Воспитывать у детей сострадание, доброту, чувство ответственности, желание заботиться о тех, кто слабее, жалость к заболевшим зверям.

Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации

Изготовление атрибутов:

- маски героев;

- декорации дерева. Выразительное чтение.

Пересказ по ролям.

Инсценировка сказки.

Рисование героев сказки по выбору детей

1. Игра – беседа «С Айболитом»;

игра – импровизация «Вылечи друга».

2. Распределение ролей (Айболит, барбос, лиса, зайчиха);

3. Установка декораций (дерево);

4. Разыгрывание сюжета произведения (появляются герои произведения и произносят слова в соответствии с ролью);

- к Айболиту подходят животные и просят вылечить их и своих детенышей.

Заключение.

Таким образом, наша опытная работа доказала, что процесс формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее при систематическом включении игр –

драматизаций в целостный педагогический процесс. Значительным при этом является отбор художественных произведений для их обыгрывания с позиций нравственной сути поступков героев. Кроме того, отмечаем в аспекте исполнения игр – драматизаций творчеством, проявляющимся вербальных и невербальных способах передачи образов литературных персонажей.

Включение игр – драматизаций по разработанному тематическому плану в целостный педагогический процесс будет способствовать формированию нравственных ценностей у старших дошкольников.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование «Обувь» ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ГРУППА: II младшая. ТЕМА НЕДЕЛИ: «Обувь». ЦЕЛЬ: Дать понятие «Обувь»; о ее многообразии, назначении.

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 8 класса РАЗДЕЛ 1. ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА 1. Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации.

Комплексно-тематическое планирование в ДОУ. I полугодие В связи с введением ФГОС ДО, и переходом на новую программу, решилась всю работу в детском саду подчинить общей тематике. Постаралась выстроить.

Перспективное тематическое планирование (аппликация) «8 Марта» 4 неделя «Цветок для мамы» Цель: Учить детей вырезать круг приемом плавного закругления углов квадрата, вырезать круг по сгибу.

Примерное тематическое планирование на неделюПримерное тематическое планирование на неделю Тематическое планирование на сентябрь, октябрь месяц Период Тема Развернутое содержание работы Название мероприятий оод. Варианты итоговых.

Тематическое планирование образовательной деятельности СЕНТЯБРЬ 1-ая неделя. Тема: Осень. День знаний. (4-ая неделя августа 1-ая неделя сентября) Развёрнутое содержание работы: Расширить представление.

Тематическое планирование игр во время адаптацииТематическое планирование игр во время адаптации Тема: "Снятие агрессии и достижение эмоционального комфорта у детей 3-5 лет" Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.

Тематическое планирование на неделю «Моя семья» Тематическое планирование Тема недели: Моя семья Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Возрастная группа:.

Тематическое планирование для средней группы Сентябрь 1 – «Адаптация» 2 – «Здравствуй, Детский сад!» 3 – «Золотая осень» 4 – «Веселая фруктолина» 5 – «Загадки с грядки» Октябрь 1 –.

Тематическое планирование в старшей группе Тематическое планирование в старшей группе. Тема недели: «Новый год» Цель: расширять знания празднования «Нового года», историю возникновения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Блочно-тематическое планирование игр-драматизаций
Опубликовано: 6 февраля 2016 в 13:18
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Блочно-тематическое планирование игр-драматизаций» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Александровна Мкртчян (УИ 442653) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД