Наталья Александровна Мкртчян
Блочно-тематическое планирование игр-драматизаций
▼ Скачать + Заказать документы
Введение. В дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его творческих способностей и воображения, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Современные комплексные вариативные программы предполагают органично решать проблемы воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет средством игр-драматизаций.
Публикация «Блочно-тематическое планирование игр-драматизаций» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Планирование. Планы работ
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Являясь разновидностью творческой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия художественного произведения и является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые эмоциональные отношения. Для организации целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста нами был разработан тематический план, целью которого является формирование нравственных ценностей средством игр – драматизаций.
Данный план содержит пять блоков, основанных на литературных произведениях, отобранных нами для игр-драматизаций и способствующих формированию таких нравственных качеств как доброта, отзывчивость, сострадание, справедливость, сочувствие.
Подбор произведений для обыгрывания. Был произведён отбор художественных произведений, являющихся содержанием игры – драматизации, на основе следующих критериев:
- соответствие литературного материала поставленной цели – по формированию нравственных ценностей;
- доступность содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольника;
- сюжетность, динамичность литературных текстов;
- способность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях;
- способность вызывать чувственные переживания у детей, способствующие формированию нравственных качеств.
Опираясь на выделенные критерии, можно выделить ряд произведений, рекомендованных для работы с детьми.
К ним относятся русские народные сказки:
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
- «Кот, петух и лиса»;
- «Теремок»;
- «Заюшкина избушка»;
- «Айболит» (К. Чуковский);
- английская народная сказка «Три поросенка».
Был разработан алгоритм ознакомления дошкольников с художественным произведением
*Знакомство с произведением, чтение
*повторное чтение
*беседа по прочитанному произведению
*пересказ, рассказывание по ролям, заучивание наизусть
*рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов
*игровые этюды
*игра – драматизация
В процессе ознакомления старших дошкольников с художественной литературой нами широко использовалась книжная выставка. Книжная выставка позволяет дать детям более полное представление о книгах. На выставке использовались книги русских народных сказок, английских народных сказок.
Проводились небольшие занятия, главной целью которых было:
- воспитывать у детей потребность рассматривать книгу и иллюстрации;
- расширять словарь детей устаревшими словами;
- активизировать в речи использование эпитетов: находчивая, справедливая, чуткая, добрая, отзывчивая и т. д;
- способствовать воспитанию в детях сочувствия, сострадания, чувство товарищества.
В ходе проведения занятий мы реализовали следующие этапы:
1) рассматривание книг, знакомство с автором (если есть);
2) словарная работа (работа с незнакомыми словами);
3) рассматривание иллюстраций в книге;
4) работа с книжной выставкой, отыскивание названных произведений в небольших сборниках;
5) беседа, направленная на выявление идейного содержания произведений, воспитание нравственных чувств и качеств личности.
Система организации игр-драматизаций. В соответствии с тематическим планом нами была разработана поэтапная система организации игр – драматизаций [рис. 3]
1. знакомство с театром данного жанра, его устройством, профессиями работающими в нем людей через просмотр видеофильмов
2. знакомство с текстом произведения
3. освоение выразительных средств передачи образа в данном жанре: мимика и движения в драматическом спектакле; речь и ритмопластика – в музыкальном; голос и кукловождения – в кукольном. Использовались упражнения и этюды с героями и элементами сюжета
4. изготовление атрибутов и масок
5. организация самих игр – драматизаций
Подготовительная работа к игре – драматизации включала подбор текста, музыкальных произведений, просмотр мультфильмов по сказке, создание атрибутов.
Опытная работа по формированию нравственных ценностей с детьми седьмого года жизни проводилась в соответствии с разработанным нами блочно-тематическим планированием. Были созданы условия для развития у детей театральной деятельности: оборудована зона театральной деятельности (или уголок сказки, и «стихийный уголок» (или уголок уединения, где ребенок может побыть один, прорепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру, перелистать фотоальбом и вспомнить сюжеты из сыгранных спектаклей и др.
В зоне театральной деятельности были размещены разные виды кукольного театра:
- театр верхних кукол (куклы находятся выше работающего с ними актера, над ширмой);
- театр марионеток (куклы управляются при помощи ниток или проволок);
- настольный театр;
- театр масок ;
- пальчиковый театр и др.
Были организованы несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра.
В зоне театральной деятельности находились также:
- ширма для показа кукольного театра (легкая, удобная с занавесом для смены декораций во время спектакля);
- маски;
- костюмы для ряженья;
- музыкальные инструменты
- театральные куклы.
Работа в каждом блоке включала в себя:
- создание развивающей среды для игр – драматизаций;
- чтение художественной литературы;
- непосредственно игра – драматизация.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИГР - ДРАМАТИЗАЦИЙ
Блок 1. Игра-драматизация «Заюшкина избушка» (русская народная сказка)
Цель: Формировать у детей чувства отзывчивости, сострадания; воспитывать желание помогать попавшим в беду.
Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации
- маски героев;
- декорации домиков, леса. Выразительное чтение;
пересказ по ролям;
инсценировка сказки;
рисование на тему «Лиса под окошком». 1. Разыгрывание этюдов «Лиса просит зайчика пустить её к себе», «Собачка помогает зайчику», «Медведь помогает зайчику» «Петушок помогает зайчику».
2. Распределение ролей (Заяц, лиса, петушок, собачка, медведь).
3. Установка декораций (деревья, дом).
4. Разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с выбранной ролью).
Продолжение таблицы 2.
Блок 2. Игра –драматизация «Теремок» (русская народная сказка)
Цель: Воспитывать у детей сострадание, формировать понимание об оказании
помощи. Формировать у детей эмоционально целостное восприятие сказочных образов, воспитывать сопереживание.
Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации
Изготовление атрибутов: -декорации теремка и леса;
- маски героев сказки мышки, лягушки, зайца, петуха, лисы, медведя. Выразительное чтение;
пересказ по ролям;
инсценировка сказки;
лепка героев сказки.
1. Разыгрывание этюдов «Как лягушка прыгает», «Как медведь идет к теремку».
2. Распределение ролей (мышка, лягушка, петух, заяц, лиса, волк, медведь).
3. Установление декораций (деревья, теремок).
4. Разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью) : - к теремку подходят мышка, лягушка, петух, лиса, волк и произносят слова: «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет…»; - приходит медведь и ломает теремок; дети строят новый.
Блок 3. Игра-драматизация «Кот, петух и лиса» (русская народная сказка)
Цель: Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, сострадание, умение сопереживать, способствовать возникновению желания оказывать помощь попавшим в беду.
Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации
Изготовление атрибутов:
- декорации, домика петуха и кота, домика лисы;
- маски кота, петуха и лисы.
Выразительное чтение;
пересказ по ролям;
инсценировка сказки.
Рисование на тему «Как котик спасает петушка».
1. Игры – упражнения «Позови петушка», «Позови котика - братика». 2. Распределение ролей (петух, кот, лиса). 3. Установка декораций (деревья, домик лисы, домик кота и петуха). 4. Разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью) :
- кот уходит в лес за дровами и наказывает петушку, как нужно вести себя в его отсутствие;
- появляется лиса и поет песню «Петушок, петушок золотой гребешок…»;
- петушок выглядывает в окошко и лиса его забирает в лес;
- петушок кричит: «Несет меня лиса за темные леса…»;
- кот бежит в погоню и отнимает петушка;
- история повторяется;
- кот играет на гуслях возле лисьего дома;
- лиса выглядывает, кот хватает петушка и убегает
Блок 4. Игра-драматизация «Три поросёнка» (английская народная сказка)
Цель: Развивать осознание необходимости заботиться о других и помогать; дружно играть и трудиться. Формировать способности импровизировать, способность самостоятельно выбирать действия для эмоциональной выразительности нравственных ценностей.
Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации
Изготовление атрибутов:
- декорации домики поросят;
- маски поросят, волка.
Выразительное чтение;
пересказ по ролям;
инсценировка сказки.
Аппликация на тему «Три поросенка».
1. Этюд: «Поросята строят домик».
2. Распределение ролей (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф);
3. Установка декораций (домики, деревья);
разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью);
- дети имитируют строительство домиков и поют песню: «Нам не страшен серый волк»;
- появляется волк и ломает домики двух поросят;
-поросята бегут в домик Наф-Нафа и прячутся там от волка;
- волк проникает в домик через дверь, а на него выливается ведро воды и он убегает. Поросята снова весело танцуют на полянке.
Блок 5. Игра- драматизация «Айболит» (К. И. Чуковский)
Цель: Воспитывать у детей сострадание, доброту, чувство ответственности, желание заботиться о тех, кто слабее, жалость к заболевшим зверям.
Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации
Изготовление атрибутов:
- маски героев;
- декорации дерева. Выразительное чтение.
Пересказ по ролям.
Инсценировка сказки.
Рисование героев сказки по выбору детей
1. Игра – беседа «С Айболитом»;
игра – импровизация «Вылечи друга».
2. Распределение ролей (Айболит, барбос, лиса, зайчиха);
3. Установка декораций (дерево);
4. Разыгрывание сюжета произведения (появляются герои произведения и произносят слова в соответствии с ролью);
- к Айболиту подходят животные и просят вылечить их и своих детенышей.
Заключение.
Таким образом, наша опытная работа доказала, что процесс формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее при систематическом включении игр –
драматизаций в целостный педагогический процесс. Значительным при этом является отбор художественных произведений для их обыгрывания с позиций нравственной сути поступков героев. Кроме того, отмечаем в аспекте исполнения игр – драматизаций творчеством, проявляющимся вербальных и невербальных способах передачи образов литературных персонажей.
Включение игр – драматизаций по разработанному тематическому плану в целостный педагогический процесс будет способствовать формированию нравственных ценностей у старших дошкольников.