Ольга Комарь
Биоэнергопластика с артикуляционной гимнастикой при коррекции тяжелых речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «Биоэнергопластика» в коррекции
речевой патологии, для детей с тяжелыми нарушениями речи,
в том числе с ОВЗ.
Подготовила учитель-логопед
первой квалификационной категории Комарь О. В.
МБДОУ «Сказка» с. Андреево-Мелентьево
Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребенка!
В. А. Сухомлинский
Публикация «Биоэнергопластика с артикуляционной гимнастикой при коррекции тяжелых речевых нарушений» размещена в разделах
Всё чаще, практикующие логопеды сталкиваются с низким уровнем развития у детей артикуляторной и мелкой моторики. Многим детям не интересно выполнять артикуляционные упражнения по картинкам, по показу и даже такой приём, как игра с «Весёлым Язычков», в виде игрушки, рано или поздно надоедает. Если же в игре для развития мелкой моторики ребенок погружается в выполнение каких-либо манипуляций, то совсем нецелесообразно отвлекать его для заучивания или выполнения артикуляционного упражнения. Здесь и приходит на помощь такая интересная технология, как биоэнергопластика.
Применение биоэнергопластики совместно с артикуляционной гимнастикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка. По данным исследования движения тела, совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
В специальной литературе раскрыта методика использования биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми. На основе изученных методических разработок некоторых авторов (О. И. Крупенчук, а также рекомендаций А. В. Ястребовой, О. И. Лазаренко, были отобраны специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.
При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Некоторым необходим не только показ упражнения, но и совместное выполнение. Бывают дети, которые не могут выполнять эти упражнения перед зеркалом, т. к. отвлекаются на ладошку и забывают про язык. Кому-то нужно выполнять медленно, без ускорения длительное время, а кому-то необходимо ускорять движения с целью усложнения.
Использование биоэнергопластики с артикуляционной гимнастикой проходит 7 этапов :
1) Диагностический этап. На данном этапе логопед обследует подвижность органов артикуляционного аппарата ребенка, мелкую моторику рук. После обследования идет подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков.
2) и 3) Являются подготовительными этапами. Сначала на индивидуальных занятиях ребенка знакомят с органами артикуляционного аппарата, выполняются упражнения для губ, языка и челюсти по традиционным методикам. Здесь хорошо выручает Весёлый Язычок, который наглядно показывает движения языка. Учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Рука ребенка в процесс не вовлекается. На этом же этапе идет знакомство с перчаточным театром.
4) Основной этап. Артикуляционные упражнения выполняются с подключение ведущей руки ребенка с перчаткой (язычком).
5) Этап усложнения. К артикуляционным упражнениям подключается другая рука в перчатке.
6) Этап совместной игры. К артикуляционным упражнениям подключаются обе руки в перчатках. На данном этапе уместно подключение ритмической музыки для сопровождения всех движений. Но пока совместно с учителем-логопедом.
7) Заключительный. На этом этапе ребенок полностью освоит упражнения. Учитель-логопед рассказывает сказку, а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движением рук.
Такую интересную гимнастику целесообразно выполнять в течение всего учебного года. Для этого подбираются сказки, стихотворения, чистоговорки и т. д. в соответствии с лексическими темами.