Ирина Поддубняя
Безопасный мир детства
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасный мир детства.
Проект. Цель. Задачи. Основные направления работы. Результаты.
В современных условиях проблема обеспечения безопасности и анти-террористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Перед дошкольным учреждением и семьёй возникают следующие задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям. Безопасность является важным условием личностного роста, самоактуализации человека. Её отсутствие приводит к неправильному развитию личности, возникновению страхов, фобий, акцентуаций, сужению круга общения, духовному и культурному обнищанию.
Публикация «Безопасный мир детства» размещена в разделах
Дети-дошкольники в силу своих социальных и психологических особенностей оказываются самой уязвимой категорией населения. У них часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий, эмоциональность, доверчивость. Острые социальные проблемы современности особенно выражено сказываются на детях.
Многочисленность и сложность опасных ситуаций определяет необходимость специально организованной работы с дошкольниками.
Решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
С 2015 года наш детский сад является муниципальной экспериментальной площадкой «Безопасный мир детства».
Своей целью наш педагогический коллектив ставит Создание си-стемы комплексного и эффективного взаимодействия детского сада с социумом по формированию основ безопасности дошкольников и их родителей.
Обозначены задачи:
1. Разработать новые формы взаимодействия с организациями, обеспечивающими защиту и безопасность населения: ГИБДД, подразделением МЧС, полицией.
2. Создать программу дополнительного дошкольного образования по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста.
3. Обеспечить информационную осведомлённость педагогов и родителей в вопросах безопасности ребёнка посредством личных встреч с представителями профессий, конференций, обучающих мультфильмов, презентаций.
4. Создать новые формы взаимодействия детского сада с детскими творческими коллективами по вопросам безопасности, сетевое взаимодействие между детскими садами района (инсценировка детских художественных произведений, создание информационных бюллетеней, листовок, памяток, стенгазет).
5. Создать в дошкольной организации необходимую развивающую предметно-пространственную среду для формирования основ безопасности дошкольников в быту, на природе, в социуме.
Работа по проекту ведется в трех направлениях:
- работа с воспитанниками;
- работа с сотрудниками детского сада;
- работа с родителями.
Работа с сотрудниками детского сада.
В рамках реализации инновационного проекта «Безопасный мир детства» организуются встречи с представителями различных ведомств безопасности, например, встреча педагогического коллектива с психологом ФГКУ «13 отряд ФПС по Краснодарскому краю» .
Практический психолог рассказал педагогам об основных психофизиологических реакциях человека на чрезвычайную ситуацию. Объяснил основные виды психогенных расстройств, наблюдаемых во время и после экстремальных ситуаций. На доступных примерах дал общую характеристику эмоций, раскрыл их основные функции.
Педагоги узнали о некоторых приемах допсихологической неотложной помощи.
Состоялась встреча педагогического коллектива со специалистом 13 ОФПС Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, в ходе которой были еще раз оговорены меры пожарной безопасности, рассказано и показано, как правильно работать с огнетушителем, как вести себя при пожаре, как правильно эвакуировать воспитанников; приведены примеры из собственной практики, даны практические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности.
С целью профилактики эмоционального стресса в чрезвычайных ситуациях педагогом-психологом МБДОУ д/с № 5 среди педагогов детского сада был проведены тренинги, целью которых было знакомство педагогов с понятием эмоционального стресса, формирование навыков саморегуляции, психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального стресса в ЧС. Педагоги научились экспресс приёмам снятия эмоционального напряжения.
Второе направление-работа с родителями.
Цель данного направления - пробудить желание помочь воспитателям реализовать мероприятия, направленные на формирование у детей знаний о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Мы стараемся направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группах. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительских собраниях, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», в буклетах, отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации, новостного раздела на сайте ДОО.
Третье направление-работа с детьми.
Целью работы в этом направлении наш педагогический коллектив видит воспитание культуры безопасного поведения у воспитанников, их нравственных качеств, познавательных потребностей, желания выполнять правила, желания помочь другим людям в трудную минуту.
Реализацию проекта начали с проведения диагностики уровня сформированности навыков безопасности у дошкольников. В результате получили оперативную информацию о реальном состоянии уровня сформированности навыков безопасности у дошкольников для коррекции педагогического процесса.
В работе с детьми педагоги отдают приоритет индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми. Беседы с детьми по вопросу противопожарной безопасности, профилактики дорожно-транспортных происшествий, безопасности в быту и на природе, при контакте с незнакомыми людьми, адаптируются к возрастным особенностям воспитанников, и сопровождаются демонстрацией красочно оформленных картинок с изображениями любых персонажей детских произведений, интересными рассказами, чтением произведений писателей, поэтов, показом видеороликов и презентаций.
Регулярными стали встречи воспитанников детского сада с инспекторами по пропаганде БДД Тимашевского ОГИБДД ОМВД.
Сотрудники ГИБДД рассказывают детям о правилах дорожного движения, об особенностях дорожно-патрульной службы. Ребята смогли рассмотреть форму сотрудников, подержать в руках настоящий патрульный жезл и, даже, посидеть в автомобиле ДПС! В завершение встречи от сотрудников ДПС ребята получают в дар какие-либо подарки, например, настольную игру «Дорожная азбука», светоотражающие браслеты, наклейки на одежду или рюкзак, яркие памятки - картинки.
Членами рабочей группы по реализации проекта был проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой проекта. В группах оформлены тематические уголки, на территории детского сада оборудован Автогородок «Главная дорога» для изучения ПДД, включающий в себя сеть автодорог, железнодорожный переезд, автовокзал, остановку общественного транспорта, знаки дорожного движения. Представлен наглядный и демонстрационный материал, изготовлены атрибуты и пособия для проведения занятий, схемы, дидактические игры, костюмы и атрибуты, оформлены стенды.
Формируется база обучающего видеоматериала (обучающие видеофильмы, мультфильмы, презентации при участии сотрудников ГИБДД, подразделения МЧС, полиции).