Надежда Орлова
Статья «Этот загадочный мир детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Орлова
Надежда Владимировна
МБДОУ №5
г. Сергиев Посад.
Была послана в институт усовершенствования педагогических кадров.
По предложению Альбины Валентиновны Найбауэр
(с предложением приема в проведении занятий по изобразительной деятельности в группах старшего возраста детского сада,с опорой на научные исследования психологов,педиатров,национальных традиций русского народа,современных педагогов и своего опыта)
"Что дал мне Господь уразуметь,пусть будет общим достоянием".-Я. А. Каменский.
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2017
По законам диалектики,дошкольное образование и есть-основа для решения проблемы. Базисные качества личности-мышление,внимание,воображение,речь,а также умение воспроизводить произвольные движения,закладываются именно в дошкольном возрасте.
Исследование произвольных,сознательно регулируемых движений принадлежит к числу важнейших проблем психологии. К. Левин писал:". действие,которым мы овладели,подчиняется силам,действующим в психическом поле".Произвольные движения в отличие от движений непроизвольных для формирования более высоких форм отражения действительности формируются только в результате обучения и воспитания.
Этому способствуют планомерные занятия по всем разделам обучения и,конечно же,в изобразительной деятельности. При этом происходит развитии движений руки и глаза,формирование свободных рисовальных движений под контролем зрения. Развивается произвольность движений при рисовании контура предмета по частям,слитно;движение животных и людей,направление ветра по наклону дерева и травы ит. п.
Бытует мнение,что пока какое-нибудь действие совершается неумело и бестолково,оно, якобы,является осознанным и произвольным. Когда же человек (ребенок) овладевает навыком и начинает производить действия умело и рационально,то оно превращается в бессознательное и непроизвольное. В этом будто бы и заключается процесс автоматизации. В действительности же усовершенствование навыка в процессе автоматизации заключается в высшем синтезе объединений,входящих в его состав двигательных компонентов на осно- ве движения (в том числе во время рисования) наиболее существенных условиях выполня- емого действия. По существу-это высшая стадия производительности.
Ребенок старшего дошкольного возраста на основании накопленного опыта может воспроизвести движения по словесной инструкции,т. е. нарисовать. Важен мотив.
Между мотивами и задачами существуют динамические взаимоотношения. Обычно усиление мотива приводит к повышению активности и выполнению темы рисования. Однако,в некоторых случаях,благодаря индукционным отношениям,возрастающая сила мотива начинает тормозить,подавлять деятельность.
Например,уже в старшем дошкольном возрасте общественные по характеру мотивы-стрем- ление сделать нечто полезное для окружающих людей (книга для малышей) могут иметь на ребенка более сильное влияние,чем мотивы личной пользы или непосредственный интерес к внешней процессуальной стороне выполняемых действий(1957 год Я. З. Неверович)эффективность работы будет различной. По содержательной направленности детских рисунков мы можем условно разделить детей на реалистов и фантазеров. Первые стремятся изобразить виденные ими предметы и явления природы,реальные события обыденной жизни людей; вторые-свои желания,мечты и грезы. Крома того,специальным интересом может стать фантастический,пугающий и привлекающий мир сказок. Черти,водяные,лешие,русалки,кол- дуны,феи,сказочные принцессы и многие другие персонажи народного фольклора наряду с совершенно реальными людьми определяют содержание душевной работы и продуктов деятельности ребенка.
"Содержание рисунков ребенка зависит от того духовного,культурного багажа,который определен уровнем культуры семьи и степенью ориентации самого ребенка на реальную или воображаемую действительность",-В. С. Мухина. Это и является психическим отражением окружающий действительности.
* Рисование по замыслу относится к творческому процессу. Замысел в рисунке может быть в целом самостоятельным,но может быть-на предложенную тему,которая включает в себя большой объем выбора (по сказке,по песне,экскурсии.)
Во время проведения занятий,связанных с выполнением заданий такого типа,вот уже 5 лет я использую свой прием,дающий детям одновременно отдохнуть от сидячего положения (как расширение о,снять зрительную нагрузку на коротком расстоянии и пополнении впечатлений.
Предлагаю детям положить на стол карандаши или другие изобразительные средства,спокойно,не толкаясь и не разговаривая выйти из-за стола,пройти и посмотреть на работы сверстников. Посмотрев вернуться,спокойно сесть за столы и продолжить свою работу (от занятия это отнимает 1-1,5 минуты,но польза,по моим наблюдениям,немаловажная. Вернувшись к своей работе ребенок видит рисунок отдохнувшими глазами,по-другому. Начинает замечать то,что "замылилось"в напряженной работе. Именно в этот момент и начинается активное рисование. Рисунки детей получаются интереснее,активнее работает воображение,и,судя по внешнему виду детей,им легче дышится,они уже точно знают,что хотят сделать. Посмотрев,как изображают и располагают на листе бумаги свои замыслы другие дети,ребенок более уверенно экспериментирует сам,чем он увидит,как рисует взрослый человек с совершенно другим мировоззрением. Этот прием развивает потребность к дисциплине,т. к. ,рассматривая чужие ра- боты ребенок старшей группы знает,что и на его работу тоже смотрят,и ему было досадно,если незаконченный рисунок начнут обсуждать. Рисунки вовсе не становятся одинаковыми. У детей старшего возраста характерной особенностью является склонность к соревнованию. "Я сделаю интереснее!""Взрыв" фантазии и творческих решений приводит к тому,что некоторые дети начинают загораживать свою работу рукой от посторонних глаз и очень переживают,как оценят его труд. Конечно,пользуясь таким приемом,необходимо взаимопонимание между детьми и воспитателем,давать четкие установки.
* К данному приему рисования,дающему возможность физической разгрузки и интелектуальному пополнению меня сподвигла и другая особенность детского возраста. Существует еще ряд условий,тормозящих процесс рисования.
Мне чаще доводилось работать с детьми старшего дошкольного возраста,именно к этому возрасту "всплывают" многие проблемы развития и воспитания,т. к. детям предоставляется больше самостоятельности.
Прочитав со статью Е. Чарушина"Мой метод рисования с детьми" и попробовав на практике применить его,пришла к выводу,что способ,при котором затрудняющемуся в выборе ребенку предлагается посмотреть,как начинают рисовать более уверенные в себе дети,малоэффективен потому,что увиденное в начале работы может еще больше затормозить собственную фантазию ребенка. Я думаю,что некоторое напряжение в выборе сюжета не навредит ребенку.
Мы,педагоги,ведем детей по жизни,показываем ее разнообразие,учим видеть,замечать, осмысливать ее. И надо помнить,что лидер может дать уверенность другим членам общества.
Как пример,предлагаю вспомнить эпизод из художественного фильма"Верные друзья",когда испуганный табун лошадей мчался по степи,не зная куда,но к возможной гибели. И в этот момент появился лидер-конь,не задетый паникой и руководимый человеком,он выводит табун в безопасное место.
В начале занятия некоторые дети,даже будучи активными в обсуждении темы рисования,нередко теряются,приступая к работе. Именно,недостаточная связь :память,зрение и двигательная способность-подводит ребенка. Нельзя требовать от детей полной самостоятельности и творчества,упрекать их в подражании и однообразии работ. Самостоятельность и творчество в этом возрасте надо воспитывать постепенно. Пусть дети выражают то,что они придумали, как умеют:смело и активноВсе это очень пригодится в дальнейшем в школе,в жизни,ведь им предстоит не только узнать и пережить многое,но и осмыслить это,а,может быть,и создать что-то новое на благо всех.
С помощью рисунков с далеких времен,человек передавал информацию об увиденном и прочувствованным им. Но и тогда у одних это удавалось лучше,у других хуже,хотя "хуже" к изобразительной деятельности не совсем подходит,лучше сказать по-иному. Рисование помогает в борьбе со стрессом. Это можно почувствовать,рассматривая рисунки ребенка.
Осознание тревоги и страха происходит безболезненно,если оно выражается вербально и эмоционально,а также находит поддержку и понимание в лице значимых для ребенка взрослых. Если ребенок чувствует себя некомфортно,то даже в самой позитивной теме рисования появляется тревога в виде цвета или какого-то существа,наблюдаемого со стороны за рисунком. Только эмоциональное благополучие ребенка приводит к положительным результатам.
Ребенок в сложном поиске. Мир взрослых объемный,часто непонятный,можно сказать таинственный. Но парадокс в том,что все мы родом из детства,а мир этого детства все равно остается таинственным для всезнающих и уверенных в себе и своих поступках взрослых.
Используемая литература.
*Е. Г. Леви-Гориневская "Особенности детского организма и физическое воспитание дошкольника".
*Л. Семенова "Основные потребности дошкольника".
*АЛеонтьев "Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте".
*Т. В. Корнеева "Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста".
*А. Запорожец "Глубокое знание ребенка-необходимое условие его правильного воспитания". "Избранные психологические труды".
*Е. Чарушин "Мой метод рисования с детьми".