Татьяна Ушакова
Безбарьерная среда как средство социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Безбарьерная среда как средство социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО
Наверняка главная проблема социализации детей с ОВЗ это ограниченный доступ к полноценным образовательным услугам отсюда следует, как правило, социальная изоляция не только таких детей, но и их семей. Как следствие огромное значение приобретает социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ, как в условиях семьи, так и ДОУ общеразвивающего вида.
Публикация «Безбарьерная среда как средство социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Немного остановимся на вопросе что такое безбарьерная среда - это образовательное пространство, в котором тесно взаимосвязаны компоненты образующие единую систему, сочетающую в себе возможности для полноценного развития и образования детей с различными нарушениями (физическими, сенсорными и интеллектуальными).
С каждым годом, к большому сожалению, увеличивается число детей с ОВЗ. Такие дети по состоянию здоровья не могут полноценно осваивать программу ДОУ общеразвивающего вида. Именно по этой причине во многих детских садах открываются специализированные группы для таких детей. Именно поэтому мы должны ставить на первое место социальную реабилитацию, активно развивать личность ребенка, помогать ему овладеть навыками социально - адаптивного поведения.
В нашем дошкольном учреждении открыта одна группа компенсирующей направленности ее посещают дети:
- с задержкой психического развития.
- с нарушением речи.
Поэтому первоочередной целью является создание специальных условий для разностороннего развития детей с целью обогащения их социального опыта и успешного включения в коллектив сверстников и как следствие успешная социализация в будущем.
Задачи:
• Создание уютного, комфортного пространства для всех воспитанников ДОУ.
• Создание среды, которая будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка.
• Формирование толерантного сообщества в лице самих детей их родителей коллектива ДОУ.
• Создание на базе нашего детского сада педагогической системы основанной на потребностях ребёнка и его семьи, с учётном этого подобрать индивидуальный подход к воспитанникам с ОВЗ.
В работу по социализации детей с ОВЗ включены учитель-логопед, учитель - дефектолог, воспитатели, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по ФИЗО. Благодаря такому полноценному включению в процесс всех педагогов мы видим отличный результат. В нашем дошкольном учреждении дети здоровые и с особенностями в развитии общаются между собой дружелюбно, сразу заметно благотворное положительное влияние детей друг на друга.
Мы хотим предложить некоторые формы работы, которые на наш взгляд наиболее эффективны в процессе создания безбарьерной среды в ДОУ и успешно помогают в социализации детей дошкольного возраста:
• Консультирование, почта доверия (родительская почта, пожелания от родителей).
• дни открытых дверей.
• занятия с элементами тренинга, семинары – практикумы, совместные мастер-классы для родителей и детей, знакомство с профессиями.
• сотрудничество со школами, проведение неформальных каникул.
• проведение совместных праздников, развлечений, проведение турслётов, дней здоровья, спортивных праздников.
• субботники, акции, волонтёрство.
• совместные конкурсы, выставки.
Вывод: Таким образом, вся система коррекционно-образовательной работы в нашем детском саду направлена на то, чтобы оказать психолого-педагогическую поддержку детям с ОВЗ, содействовать их позитивной социализации, воспитать у них чувство уверенности в себе, сохранить их индивидуальность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям и окружающему миру. И на этой основе обеспечить каждому подрастающему человеку право и доступность всех уровней образования.