Мухаметшина Миляуша
Конспект комплексного занятия по развитию речи «Без кунак чакырабыз» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
на тему:
«Без кунак чакырабыз»
(образовательная область – развитие речи)
Публикация «Конспект комплексного занятия по развитию речи „Без кунак чакырабыз“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Используемая программа: Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду. З. М. Зарипова, Р. С. Исаева, Р. Г. Кидрячева
Время занятия 25 минут
Задачи:
Обучающие: Обогощение словарного запаса, закрепление пройденных слов по темам: «Ашамлыклар» («Продукты», «Тслр” (“Цвета”, “Посуда” (“Савыт-саба”, “Яшелчлр” (“Овощи»).
Развивающие : Умение отвечать на вопросы Что это? Какой? Обращение друг к другу на татарском языке, развивать диалогическую речь.
Воспитывающие: Воспитывать у детей желание говорить на татарском языке, интерес к игре.
Структура конспекта занятия
Вводная часть
Иснмесез, балалар!
Ребята, давайте пожелаем друг другу доброго утра.
Херле ирт, миа!
Херле ирт, сиа!
Херле ирт, сезг!
Херле ирт, барыбызга!
А теперь спросим друг у друга “Как дела?”, “Ты кто?”
Основная часть
Ребята, я предлагаю вам позвать в гости Акбая и Мияу. А для того, чтоб их позвать нам надо накрыть на стол. А как вы видите у нас ни посуды, ни продуктов нет. Как вы считаете, может посуду нам просто заказать из интернет-магазина? Так будет быстрее и удобнее. Посуду привезут прямо сюда. Вы мне будете говорить, а я нажимать на нужную кнопку. (Через проектор (презентацию) дети выбирают посуду)
– Кашык (тлинк) кирк.
– Нинди кашык (тлинк?
– Зур (кечкен, сары, яшел, кызыл, згр)
– Нич кашык (тлинк?
– Бер (1-10) кашык (тлинк).
Вот и заказали. А пока нам везут посуду, мы быстренько сходим в магазин, купим самые свежие продукты. Закрыли глаза, посчитаем до 10. Вот мы и очутились в магазине.
Игра “Кибет”.
Ребята, посмотрите как много продуктов. Теперь каждый из вас будет покупать тот или иной продукт по желанию. А продавца выберем с помощью считалочки.
Бер, ике, ч,
Син – кал,
Син – чык!
– Иснмесез!
– Хллр ничек?
– йбт, рхмт!
– Нрс кирк?
– Кишер (кбест, алма, кыяр, суган, ипи, ст, чй, брге) кирк.
– Нинди кишер (кбест, алма, кыяр, суган, ипи, ст, чй, брге?
– Тмле, зур кишер (кбест, алма, кыяр, суган, ипи, ст, чй, брге) кирк.
– Нич кишер (кбест, алма, кыяр, суган, ипи, ст, чй, брге?
– Бер (1-10) кишер (кбест, алма, кыяр, суган, ипи, ст, чй, брге) кирк.
– Рхмт!
– Сау булыгыз!
Вот и купили необходимые продукты. Ребята, мы с вами очень устали, а теперь давайте отдохнем.
Берглп басыйк ле,
Тгрк ясыйк ле.
(тгрк ясап басалар)
Мен нинди тгрк!
Бик кечкен тгрк!
(уртага керлр)
Кулны кулга тотышып,
Артка таба барабыз.
(артка чигенлр)
Мен нинди тгрк!
Бик зур тгрк.
(зур тгрк ясап басып торалар)
Тгркт йрибез,
Бик тырышып биибез.
(тыпырдый-тыпырдый уртага керлр)
Мен шулай ял иттек,
Вакыт келле тте.
(урыннарына утыралар)
А теперь закрыли глаза, нам надо вернуться обратно. Считаем до 10. Вот и очутились у себя в группе.
(Звонок в дверь, принесли большую коробку с посудой.)
– Ой ребята, смотрите! Нам уже привезли посуду из интернет-магазина. Откроем? (Дети сами достают посуду из коробки и говорят что это, какой он. Находят еще одну маленькую коробочку)
– Ой дети, что за коробка? Мы же с вами заказывали только тарелки и ложки. А тут письмо оказывается есть: «Здравствуйте, дети! Вы заказали очень много тарелок и ложек, а эта посуда вам в подарок от нашего магазина. Думаем, они вам тоже пригодятся. С уважением, администрация магазина!»
Очень интересно, что же все таки внутри (Дети открывают маленькую коробку). Ребята, это же чашки. Мы не подумали, нам же на самом деле нужны и чашки. По татарски чашка будет – чынаяк. Повторим все вместе! А для чего нам нужен чынаяк? (Ответы детей)
Теперь можно накрывать на стол.
Дети, мы с вами будем учить новую песню – «Згр чынаяк”, чтоб вы запомнили это слово. Сейчас я вам спою, а на следующих занятиях мы выучим его.
Згр, згр чынаяк,
Згр, згр чынаяк.
йе шул, йе шул,
Матур, чиста чынаяк.
йе шул, йе шул,
Згр, згр чынаяк.
Молодцы, ребята! Я предлагаю сделать салат из наших овощей к приходу гостей. А из каких именно вы скажете мне сами. Только для этого вы должны выполнить мои простые задания. Я вам говорю последнюю часть слова, а вы полностью слово.
– ган, – ган – суган,
– шер, – шер – кишер,
– т, – т – кбест.
Молодцы! А теперь вместе сделаем салат. (Сзле уен “Аш пешер”)
Ярдм ктеп тормыйбыз,
Яшелчлр турыйбыз!
Чиста итеп юабыз,
Без кбест турыйбыз,
Бераз кишер кырабыз,
Ваклап суган турыйбыз,
Тозлап, майлап алабыз.
Яхшылап болгатабыз!
Бигрк тмле, ашагыз!
Вот и все готово! К приему гостей мы готовы. Приходят Акбай и Мияу.
– Иснме, Акбай!
– Иснме, Мияу!
Дети, надо им предложить сесть и угостить их. А что они любят больше всего?
– Утыр, Акбай!
– Утыр, Мияу!
– М, Акбай, ст эч!
– М, Мияу, ст эч!
А теперь будем угощать друг друга чем хотим. (Дети встают парами и угощают друг друга)
Заключительная часть.
Ребята, что мы сегодня с вами делали? (Заказали посуду из интернет-магазина, сходили в продуктовый магазин, угостили Акбая и Мияу.) Какое новое слово узнали? (Чынаяк) Понравилось вам? (Да) Вы хотите, чтоб Акбай и Мияу остались с нами? (Да)
Ребята, вы большие молодцы!
Сау булыгыз, балалар!