Иванова Светлана Ивановна
Конспект музыкального занятия «Беседа за роялем» П. И. Чайковский «Детский альбом»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа за роялем «П. И. Чайковский «Детский альбом»
Цель: познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского и развивать умение понимать эмоциональное содержание музыкального произведения, развивать умение высказываться по поводу прослушанного произведения.
Задачи:
Публикация «Конспект музыкального занятия „Беседа за роялем“ П, И, Чайковский „Детский альбом“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
1. Приобщать детей к классической музыке и обогащать музыкальные впечатления детей;
2. Формировать музыкальный вкус.
У: Дети, сегодня наша беседа будет посвящена одному очень великому человеку с интересной профессией. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и познакомитесь с музыкальными образами его произведений. Посмотрите на портрет.
Это Чайковский Пётр Ильич. слайд 01
У: А кто же он по профессии? Дети: Композитор.
У: Да, вы знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам возможно уже знакомы некоторые музыкальные произведения. Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом». слайд 02
У: Слайд 03. И так… Перенесемся с вами в давние-давние времена, в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.)
Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.
Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться. слайд 04
Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. слайд 05
А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. В дальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.
У: Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие? (Дети называют)
У: П. И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. слайд 06
Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме. "Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано.
слайд 07. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову – это племянник Петра Ильича. Его маленький племянник Володя Давыдов в это время осваивал премудрости игры на фортепиано. Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате «терзает» гаммы и этюды юный "пианист". Ему стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями.
слайд 08
Бом-бом, открывается альбом,
Не простой, а музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят Много-много лет назад.
«Детский альбом» Чайковского делится на несколько разделов. Первый из них можно назвать «утренним».
1. «Утренняя молитва» слайд 09
Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.
2. «Зимнее утро» слайд 10
Строгое размышление «Утренней молитвы» сменяется бурным, полным тревожных предвестий «Зимним утром». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.
Люблю я сквозь стекла блистательный узор
Картиной новою увеселять свой взор;
Люблю в тиши смотреть, как раннею порою
Деревня весело встречается с зимою…
3. «Мама» слайд 11
Мир в душу героя цикла возвращает «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос.
Мама, очень-очень я тебя люблю!
Так люблю, что ночью в темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень, зорьку тоpоплю.
Я тебя всё вpемя, мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит. Вот yже pассвет.
Hикого на свете Лyчше мамы нет!
Второй крупный раздел — «Домашние игры и танцы». Он открывается, пожалуй, самыми безоблачными, детски наивными пьесами : озорной токкаттиной «Игра в лошадки» и игрушечным «Маршем деревянных солдатиков». Это — «игры мальчиков». слайд 12
4. «Игра в лошадки»
Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому, по комнате.
5. «Марш деревянных солдатиков» слайд 13
А в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.
Деревянные солдатики, Маршируют до зари,
И из всей из математики,
Знают только – раз, два, три…
Следующие три номера — «игры девочек» («кукольная трилогия»)
Это тоже игра (ведь героями действия являются куклы). Три пьесы цикла («Болезнь», «Похороны», «Новая кукла») воспринимаются как отражение подлинной, «настоящей» жизни. слайд 14
6. «Болезнь куклы»
Медленное, тягучее движение (во время болезни обычно ведь «скучно») с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам передает печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.
Тихо, тише, тишина, Кукла бедная больна,
Кукла бедная больна, Просит музыки она.
Дайте, что ей нравится, И она поправится.
7. «Похороны куклы» слайд 15
Чуда не произошло, кукла умерла. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.
8. «Новая кукла» слайд 16
Но жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. И она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой.
Кукла новая моя, очень тебе рада я.
Положу тебя я спать на удобную кровать,
Буду песни тебе петь, Буду я тебя жалеть.
9. «Вальс» слайд 17
«Вальс» — начало миниатюрной танцевальной сюиты, объединяющей три номера («Вальс», «Полька», «Мазурка») и завершающей ряд «домашних» пьес.
10. «Полька» слайд 18
Кружение вальса сменяется веселой «Полькой»
Мы танцуем польку, Не устав нисколько,
Мы танцуем вместе, Не стоим на месте.
Ах, этот танец такой заводной,
Дружно его мы станцуем с тобой.
11. «Мазурка» слайд 19
А вот мазурка зазвучала! Мазурка – танец хоть куда!
Задорный легкий и веселый, Прошу на танец, господа!
Далее композитор отправляет ребенка в увлекательной «путешествие». Сначала по России
12. «Русская песня» слайд 20
К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: «Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ».
Вот и в «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка».
В ручеёк брось цветок – Унесёт его поток.
Спой мне песню соловей – Станет сердцу веселей.
13. «Мужик на гармошке играет» слайд 21 в этой пьесе обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.
14. «Камаринская» слайд 22. построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы и там имитируется балалаечный наигрыш.
До чего сегодня весело у нас -
Под камаринскую все пустились в пляс.
Затем Чайковский путешествует по Европе
15. «Итальянская» слайд 23
Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа. «Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается». Текст песенки услышанный от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания и он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.
Прекрасны здесь небеса! Прекрасны птиц голоса!
Льёт солнце с высоты На эту землю мягкий свет.
Лучше нашей Италии нет!
16. «Старинная французская» слайд 24. В «Старинной французской песенке» воплощена народная французская мелодия
Под вечер над рекой Прохлада и покой,
Белея облака уходят Вдаль грядой. Стремятся, но куда?
Струятся, как вода, Летят, как стая птиц, И тают без следа.
17. «Немецкая» слайд 25. В «Немецкой песенке» Чайковский применяет тирольский мотив. А еще она похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер.
Среди лесистых гор, У голубых озёр,
Где в чаще слышен птичий нестройный хор.
Под яркой синевой, Под елью вековой
Плясать сегодня будем с тобой.
18. «Неаполитанская» слайд 26. В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса – одна из самых знаменитых мелодий. В воображении слушателя отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала – его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.
Море плещет бирюзою, Величавою красою.
Нас Неаполь зазывает, Погостить нас приглашает
Нетрудно усмотреть здесь автобиографический мотив. Композитор тоже много путешествовал и по России и загранице, но сердце свое он всегда отдавал России.
Странствия заканчиваются.
Заключительный микроцикл «Детского альбома» (№ 19-24) — называется «Возвращение домой».
19 «Нянина сказка» слайд 27
Далее дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.
20. Баба Яга. слайд 28. Из колких аккордов «Няниной сказки» словно вырастает ночной кошмар «Бабы-Яги»
В облаках, не по земле, Летит баба на метле.
Страшная и злая, Кто она такая?
21. Сладкая греза. слайд 29. Страшный сон сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грезой»
К ясным звёздам любят дети В разноцветных снах лететь…
Всё сбывается на свете, Если очень захотеть.
22. Песня жаворонка. слайд 30. Открывает его «Песня жаворонка» — утро, конец кошмарам и томительным мечтам. Это музыкальный пейзаж с образом прелестной птички и её незабываемыми трелями.
23. Шарманщик поет. слайд 31. Её сменяет пьеса «Шарманщик поет». Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы «Шарманщик поет» взят еще один итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.
24. В церкви. Слайд 32. Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной теме покаянного псалма.
Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Чайковского находятся почти все русские композиторы — авторы детских пьес.