Любовь Долганина
Беседа на тему «Природа мордовского края»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ Формировать у детей представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Закрепить знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края. Расширять представление детей о птицах, животных, и растениях Мордовского края. Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе.
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Природа Мордовии
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций: о природе родного края. Чтение мордовских сказок. Заучивание стихотворений мордовских поэтов о родном крае. Разучивание мордовских игр. Беседа о животных и растениях, занесенных в красную книгу Мордовии.
Образовательные области. Познавательное развитие. Социально – коммуникативная. Речевое развитие.
Ход беседы.
Воспитатель:
На карте всесоюзного значения
Невелика Мордовия моя.
Но вся она в порыве вдохновения
Как милы сердцу светлые края.
Куда не бросишь взгляд, повсюду прахи
Взметнули свои стрелы в небеса
Гул тракторов в полях рокочет непрестанно,
И всюду трудового героизма чудеса!
Игра «Ответь на вопрос и передай флажок».
- Ребята, а вы знаете, как называется наша республика?
- Кто является главой республики Мордовия?
- Какой город является столицей Мордовии?
- Какие города Мордовии вы знаете?
- Какие большие реки протекают в Мордовии?
Воспитатель: В народе есть такая загадка: «Никого не родила, а все матушкой зовут». Правильно - это Земля. Наша земля - это реки, леса, моря, люди, животные. Земля – это наш общий большой дом, в котором человек - хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.
Воспитатель: Люди очень много используют природу : рубят леса, потому что нужна древесина; заводы и фабрики расходуют много чистой воды и спускают в реки ядовитые отходы производства; предприятия, автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Это плохо отражается на условиях жизни человека, а также растений и животных, которые живут и произрастают в лесах, реках нашего края. Из-за этого страдает здоровье людей, а многие животные и растения гибнут. Поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать человека для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей страны. Они называются ЗАПОВЕДНИКАМИ. У нас в республике тоже есть заповедник имени П. Г. Смидовича, он находится в Темниковском районе и природный заказник «Смольный» в Ичалковском. В темниковском заповеднике живет зубр. Это очень большое животное. В заповеднике живут и много других животных – это лоси, пятнистые олени, кабаны, медведи, бобры, лисы, зайцы, рыси, белки, волки и другие мелкие зверьки. В задачу заповедника входит сохранение исчезающих растений и животных.
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
На территории заповедника нашего края растут березы, дубы, липы, осины и много хвойных деревьев. Самые старые деревья в Мордовии – дубы. По берегам рек Суры и Мокши растут дубы, возраст которым 200- 300 лет. А самым высоким деревом у нас считается сосна. Некоторые сосны достигают 35- 40 сметров. Это как 20- этажный дом. Сосны растут в основном в заповедных местах республики.
Чтобы сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены.
Там сон-трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш,
Весны чудесной вестник-первоцвет.
Красная книга - книга тревоги.
Знай, все растения в ней - недотроги.
Рвать не нужно их, друзья!
Охраняйте их всегда!
Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Главное в лесу - деревья, они создают тень, под ними растут кустарники, травы, ягоды и грибы. В лесу на земле и на деревьях живет множество животных - там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и убежища. Во все времена люди жили среди природы и считали её живой. В сказках все персонажи: золотая рыбка, река - кисельные берега, яблоня и другие разговаривают с героями на человеческом языке и помогают им. По-особому, с любовью относились наши предки к деревьям.
Вот послушайте и отгадайте загадки:
Стоят в поле сестрички. Платья – белены, Шапочки – зелены.
Дети: береза.
Воспитатель: Какое дерево дает ароматный сладкий сок?
- Что вы можете рассказать о березе?
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
Дети: дуб.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о дубе?
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела красные кораллы.
Дети: рябина.
Воспитатель: Расскажите о рябине.
-Какие деревья ещё растут в нашем крае?
Физкультминутка.
Руки подняли и помахали
Это – деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад.
Воспитатель: Отгадайте загадки:
Загадки про птиц:
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит - и легче!
(дятел)
Длиннохвостая она,
Со спины черным - черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит - в миг
Поднимает стрекот-крик.
(сорока)
Воспитатель: - А каких птиц вы знаете?
- Какую пользу приносят птицы?
- Каких перелетных птиц вы знаете?
«Хорошо в гостях, а дома лучше» - гласит русская пословица, это понимают и птицы, которые каждую весну возвращаются в родные края.
Жура –жура - журавель, облетел он сто земель.
Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»
Он ответил, пролетая: «Лучше нет родного края!»
Воспитатель: Земля - родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. А если нам вдруг кто-то лишним покажется, то это, конечно, ошибкой окажется.
Ребенок: Все - все, все на свете нужны!
И кошки не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мёд и кто делает яд.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников: злых и свирепых.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Все- все, на свете нужны!
И это все люди запомнить должны!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня очень много говорили о нашем родном крае. Давайте немного поиграем, и узнаем, как вы знаете свой родной мордовский край.
Д/и «Кто живет в наших лесах?»
Дети на столе создают картину леса и дополняют её по мере высказывания детей.
Воспитатель: Лес - это сообщество разных растений и животных. Ребята, что растет в наших лесах?
-Кто в нем живет?
-В лесу все нужны друг другу. Как, вы думаете, кому нужны деревья? Зачем?
-А чем питаются животные? Кто на кого нападает?
-А что еще есть в наших лесах, кроме зверей и птиц?
-Какие ягоды растут в наших лесах? Грибы?
-А все ли грибы можно собирать?
-Какие редкие животные нашего края в целях их сохранения занесены в красную книгу? (зубр, летучая мышь, выхухоль, черный аист, беркут)
-Какие растения занесены в Красную книгу? (ландыши, лилия, рогульник)
Воспитатель:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа :
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.