Любовь Осипова
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Природа родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- систематизировать знания детей о природе родного края, о ее животном и растительном мире;
- углублять и обобщать представления детей о лесе;
- учить детей рассказывать о природе родного края;
- обогащать словарный запас детей, развивать внимание, память, мышление;
- воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть, чувствовать и понимать ее.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- набор картинок: деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды, насекомые, птицы;
- мяч;
- аудиозапись «Звуки природы»;
- мольберт;
- кроссворд;
- фломастеры.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы „Природа родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Ход занятия
Воспитатель (читает стихотворение):
Здесь все прекрасно:
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой соловьиный край!
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Воспитатель: ребята, а вы знаете, кто написал это стихотворение? Верно, наш земляк Геннадий Молодцов. Как вы думаете, в каком соловьином краю так часто поет курай?
Дети: часто поет курай в Республике Башкортостан.
Воспитатель: посмотрите на карту Башкортостана. Чем богата наша республика?
Дети: на территории республики есть горы, леса, степи, озера, реки, поля.
Воспитатель: природа Башкортостана богата и разнообразна, неповторима и очаровательна. Ребята, вам, наверное, хочется рассказать о красоте чудесного края людям всей Земли. Тогда сегодня вы будете гидами. И перенесемся мы с вами на юг Башкортостана, в степи.
Воспитатель: Степь да степь кругом! Какая ширь, раздолье! Ни холмов, ни леса. Куда ни глянь – простирается гладкая равнина. Густой травой покрыта степь.
Воспитатель: О животном и растительном мире степи расскажем в игре «Четвертый лишний».
Тушканчик, суслик, хомяк, лось
Пшеница, рожь, рис, овес.
Сон-трава, ковыль, роза, тюльпаны
Воспитатель: Ребята, в какое время года лучше пригласить туристов в степные края Башкортостана?
Дети: весной, когда в степи цветут тюльпаны, и летом, когда созревают хлеба.
Воспитатель: Большую часть территории Башкортостана занимают леса. Назовите, какие?
Дети: березовые, смешанные, лиственные, хвойные и даже тайга.
Воспитатель: Что такое лес, мы расскажем гостям и покажем. Какие деревья растут в лесу?
Дети: сосна, ель, лиственница, дуб, береза, липа и т. д.
Воспитатель: Но нет леса без подлеска. Что такое подлесок?
Дети: Это кустарники и маленькие деревца.
Воспитатель: Какие кустарники можно встретить в наших лесах?
Дети: Калина, орешник, облепиха, смородина и т. д.
Воспитатель: Эх, звоночки, синий цвет
С язычком, а звону нет
Это какие звоночки поселились в лесах Башкортостана?
Дети: Колокольчики.
Воспитатель: Назовите цветы родного края.
Дети: Незабудки, одуванчики, ландыши и т. д.
Ребенок: Я хочу загадать загадку.
Где-то в чаще дремучей
За оградой колючей
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке. /Ягоды/
Игра «Я начну, а ты продолжай»
Я знаю, туристам понравятся ягоды (черника, ежевика, земляника, малина и т. д.)
Ребенок: Еще одна загадка
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят /грибы/
Воспитатель: Мы туристов должны предупредить, что грибы бывают съедобными и ядовитыми. Назовите съедобные.
Дети: Груздь, волнушка, опята, белый гриб, подберезовик и т. д.
Воспитатель: Ядовитые.
Дети: Мухомор, бледная поганка, ложный опенок и т. д.
Воспитатель: Летом гости могут встретить в нашем лесу диких животных с детенышами. Это…
Дети: Волчицу с волчатами, лису с лисятами, медведицу с медвежатами, рысь с рысятами, белку с бельчатами, зайчиху с зайчатами, бобриху с бобрятами и т. д.
Игра «Кто где живет»
Дети: Белка живет в дупле.
Волк живет в логове.
Барсук живет в норе.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Заяц живет под кустом.
Воспитатель: Гостям нужно знать, что кроме диких животных, они могут встретить насекомых. Каких? Назовите.
Дети: Муравьев, кузнечиков, пауков, бабочек, шмелей, ос, пчел, комаров и т. д.
Воспитатель: Но есть насекомые, которые живут рядом с человеком, и человек о них заботится. Назовите их.
Дети: Это пчелы, они дают людям целебный мед. Он вкусный и полезный для здоровья. Башкирский мед славится на всю страну и за ее пределами.
Воспитатель: Ребята, мы должны объяснить туристам, что в природе все взаимосвязано и зависит друг от друга. Лес дает приют птицам, а птицы охраняют лес. Растения зависят от насекомых, птиц и других животных, а они сами – от растений. Теперь вы знаете, что нет леса без кого? /без птиц/
Игра «Я знаю»
В лесу живут соловьи, кукушки, дятлы, вороны, синицы, сороки, скворцы и т. д. Они доставят туристам большую радость.
Воспитатель: А теперь послушаем шум леса и предложим гостям игру «Назови правильно» (с мячом).
Дети: Медведь – дикое животное
Береза – дерево
Опенок –
Дуб –
Груздь –
Колокольчик –
Лось –
Кабан –
Соловей –
Пчела –
Оса –
Лиса –
Бабочка –
Орешник –
Воспитатель: вы очень хорошо знаете природу родного края, я думаю вы без труда составите кроссворд для гостей.
Вопросы кроссворда:
1. Самая большая река Башкортостана.
2. Кустарник с красными горькими ягодами.
3. Перелетная птица, которая не вьет своего гнезда и не выводит птенцов.
4. Степная шелковисто-белая трава.
5. Грызун, который живет на лесных реках и строит плотины.
6. Съедобный гриб на толстой ножке.
7. Хвойное дерево с мягкой опадающей на зиму хвоей.
8. Злак, из молотых зерен которого выпекают черный хлеб.
9. Лесной цветок, расцветающий сразу после таяния снега.
10. Маленькая, быстро летающая птица с длинными острыми крыльями.
11. Башкирский народный музыкальный инструмент, сделанный из стебля растения.
12. Лесная ягода красного цвета.
Воспитатель: Вот мы и составили кроссворд. Давайте посмотрим, какое слово получилось по горизонтали.
Дети: Это слово – Башкортостан, название республики, в которой мы живем.
Воспитатель: Красоту, богатство нашего края многие поэты воспели в стихах.
1.
Наш край – чудесный край,
Красивые поля, и реки, и озера.
Наш край – целебный край,
Полезный мед, кумыс дают здоровье.
2.
Наш край – напевный край,
Слышны курая песни на просторе
Наш край – веселый, дружный край,
Народы разные живут здесь в мире, а не в ссоре.
3.
Наш край – богатый край,
Нефть и руда, газ и вода.
Животные и птицы, деревья и цветы.
А также ягоды, грибы.
Мой край родной – всю землю обойди,
Милей и ближе не найти.
(автор неизвестен).
Воспитатель: А что можно сделать, чтобы сохранить природу Башкортостана для наших потомков?
Дети: Для этого мы должны беречь и охранять природу, заботиться о ней.
4.
Наша планета Земля очень щедра и богата.
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
(автор неизвестен).
Воспитатель: И тогда природа отблагодарит нас за нашу любовь и заботу.
Автор: Осипова Любовь Ивановна, воспитатель МАДОУ Детский сад №320 г. Уфы