Папки-передвижки

Конспект беседы «Мордовские народные сказки»

Светлана Шуляева
Конспект беседы «Мордовские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

• развитие интереса к литературным произведениям, желание слушать, рассказывать их, рассматривать книги;

• совершенствование навыков чтения; ознакомление с устным народным творчеством мордовского народа;

• обогащение словарного запаса детей;

• воспитание интереса к русскому и мордовскому народному фольклору;

• воспитание дружбы, взаимопомощи, доброты, милосердия на примере героев сказок; привитие любви к родному краю.

Ход:

1. Организационный момент.

Я знаю, вы любите игры,

Публикация «Конспект беседы „Мордовские народные сказки“» размещена в разделах

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши любимые сказки.

- Сегодня, ребята, мы поговорим о сказках. Для вас я собрала и подготовила выставку книжек. В каждой из них живёт сказка и ваши любимые сказочные герои.

2. Беседа про сказки.

Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Сказка – это удивительный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. В них, как известно, случается всякое: бедные сироты выходят замуж за принцев, печи становятся транспортным средством, звери, птицы и даже рыбы разговаривают, а неповоротливые черепахи обгоняют быстрых зайцев.

Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждёт,

Русская народная, но доселе модная!

- Для начала предлагаю поиграть в игру. Я вам называю слово, которое является частью имени сказочного персонажа или частью названия волшебного предмета. А вы должны назвать имя или название предмета полностью.

Иван – царевич

Мышка – норушка

Лягушка – квакушка

Зайчик – побегайчик

Лисичка – сестричка

Мишка – топтыжка

Сестрица – Алёнушка

Братец – Иванушка

Конёк – Горбунок

Жар – птица

Серый - волк

Василиса – Премудрая

Марья – Искусница

Царевна – лягушка

Шапка – невидимка

Ковёр – самолёт

Меч – кладинец

Скатерть – самобранка

Мир сказок огромен, почти как планета. Но сказки бывают разные – народные и авторские.

- Какие сказки называют народными, а какие авторские? (ответы детей)

- Авторская сказка придумывается одним человеком – автором. А народная сказка устно передавалась от бабушек и дедушек к мамам и папам, а они передавали ее своим детям. Так у сказки оказывалось много авторов. И каждый рассказчик что-то изменял и добавлял новое в свою сказку.

- А сейчас я вам прочитаю сочиненную мною сказку. Вы ее послушайте и посчитайте, сколько сказок здесь перепуталось.

«Салат из сказок»

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, Колобок, а я пойду в проруби, рыбу половлю, как меня лиса научила». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

- Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке. Скажите, из каких известных вам сказок они пришли?

(«Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живёт на крыше»).

- Здесь перепутались разные сказки: народные и авторские, русские и иностранные.

3. Беседа про мордовские сказки.

- Каждый народ всегда сочинял свои сказки. Словно разноцветные камешки в калейдоскопе, сказки народов мира образуют замысловатые узоры из опасных приключений, интересных историй и чудесных превращений. В сказочных легендах — описание традиций и быта разных стран, история религий и культур, а также характерные особенности каждого народа.

- Пусть они немного похожи, но каждая из них уникальна. Наполненные верованиями и колоритом своего народа, сказки приобретают некую неповторимость. В этом легко убедиться во время знакомства с ними.

- Сегодня мы поговорим о мордовских народных сказках. Сказка по-мордовски ёвкс. Мордовский народ издавна складывает свои сказки. А сказочников в старину называли бахарями. В те давние времена грамотный человек был большой редкостью, поэтому сказки сочинялись и передавались устно, из поколения в поколение. И часто случалось, что новый рассказчик добавлял что-то своё к тому, что слышал. Так рождались разные варианты сказок.

- И только во второй половине 19 века ученые филологи стали ездить по деревням, собирать и записывать мордовские сказки. Благодаря ним мы можем узнать, как раньше жил мордовский народ, что ел, что носил, чем занимался, во что верил, что любил и что осуждал.

- А так как мордовский народ всегда жил рядом с русским, то и в сказках можно найти много общего: сюжет, главные герои, волшебные предметы.

- Какие сказки бывают по жанру? (бытовые, волшебные, о животных).

4. Бытовые сказки.

- Из бытовых сказок мы узнаем как жил мордовский народ, чем занимался, что носил и что ел. Женщины носили «панар» - вышитые рубахи. На груди носили большое количество украшений. Это бусы, медные и серебряные подвески и конечно нагрудные «сюлгамы». Это украшение носили на груди, как бы закрывая ее от болезней и злых духов. Оригинальным и единственным в своем роде украшением был поясной «пулай». Надевали их девочки в 13 лет и носили всю жизнь. Красивы были женские головные уборы «панго». Каркасом для панго служила кора дерева, ее обтягивали красной тканью. Сзади панго оканчивалось покрывалом и украшалось вышивкой. На ногах носили лапти и сапоги.

Ели кашу, щи, хлеб, а пили «пуре» - хмельной квас.

Маму ласково называли «аквай», а старшую сестру «патькай».

Занимались огородничеством, охотой, рыболовством, различными ремеслами.

5. Сказки про животных.

- Главными героями таких сказок были как домашние животные, так и дикие животные, которые обитали в лесах. Их наделяли человеческими чертами характера. Одни животные были добрыми, честными. Другие были злые, завистливые, хитрые.

- Какие мордовские сказки вы читали?

- Чему учат нас сказки?

6. Волшебные сказки.

- Самыми интересными и самобытными являются волшебные сказки. В мордовских сказках очень много сказочных героев, которых нет в сказках других народов. Среди них есть и добрые, которые помогают людям и злые, которые стараются навредить людям. Сейчас я вам дам описание мордовского сказочного существа, а вы назовите его имя.

Вирява – пожилая злая хозяйка леса.

Виряня – добрая молодая хозяйка леса.

Ведява – русалка, хозяйка воды.

Варда – злое сказочное существо, ведьма.

Юртава – домовая, покровительница двора.

Бурьяга – сказочный персонаж, напоминающий Бабу - Ягу.

Куйгорож – гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой.

-Что нового вы узнали из мордовских сказок? Чему учат нас сказки?

Вывод: Сказка – ложь, да в ней намёк –

Добрым молодцам урок.

7. Мордовские пословицы и прибаутки.

- У мордовского народа, кроме замечательных сказок есть пословицы, поговорки, прибаутки.

«До ялгат мушендат, скретнель эздовок тят туменда».

«Новых друзей наживай, а старых не забывай».

«Стака тепафнемс, теждя эрямс».

«Тяжелей учиться, легко жить».

- А сейчас послушайте мордовские прибаутки.

-Тон ков якать?

-Якать тов, коста Саян.

-Ты куда ходил?

-Ходил туда, откуда иду.

-Кода эрят ялгай?

-Кода тинь, стане – минь.

-А мзярда пелен азват.

-Мзярда тинь, снярда и минь.

-Как живёте, друг?

-Как вы, так и мы.

-Когда ко мне зайдёшь?

-Когда вы, тогда и мы.

8. Обобщение.

- Схожесть сюжетов различных сказок, придуманных в отдаленных уголках планеты, может показаться удивительным. Хотя, на самом деле ничего необычного в этом нет, ведь детям всего мира нужны одинаковые знания: о добре и зле, о силах природы и особенностях людских характеров, о происхождении неба, земли и человека. Увлекательные рассказы о простых вещах — это и есть сказки. Пусть они немного похожи, но каждая из них уникальна. Наполненные верованиями и колоритом своего народа, сказки приобретают некую неповторимость.

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Шерстяной клубочек, в сказку нас веди,

Скатерть - самобранка, помоги в пути.

Зайчики, медведи, мыши и петух –

Каждый нам в дороге настоящий друг.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Публикации по теме:

Проект «Пальчиковый театр и русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского муниципального района детский сад № 3 «Снежинка» Проект по.

Конспект беседы «Волшебные сказки» с детьми старшей группы Воспитатель: Перевезенцева Н. П. Программное содержание : • Закрепить знания детей о знакомых сказках, используя различные виды театров.

Русские народные сказки в системе воспитания Доклад Тема: Русские народные сказки Сказки Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. Они издавна.

Конспект НОД в средней группе «Русские народные сказки» Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: 1. Помочь детям понять, что такое устное народное творчество. 2. Познакомить.

Консультация «Народные сказки» «Народные сказки» Самое любимое детское занятие - это слушать сказки. Их можно читать или рассказывать на память, но обязательно нужно.

Конспект занятия «Русские народные сказки в творчестве художника-иллюстратора Е. М. Рачёва» Цель: продолжать знакомить с творчеством художника-иллюстратора Е. М. Рачева. Задачи: - учить понимать содержание рисунков, всматриваться.

Творческий проект «Русские народные сказки» Вид проекта – творческо-познавательный. Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

«Русские народные сказки». Сценарий викторины«Русские народные сказки». Сценарий викторины Викторина " Русские народные сказки" Елена Попова Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной литературе. Задачи: • закрепить.

Воспитательный проект «Русские народные сказки» Презентация воспитательного проекта «Русские народные сказки» Матвеевой Ольги Александровны г. Уфа, Республика Башкортостан Краткая аннотация.

Защита проекта «Башкирские народные сказки» Цель проекта: Прививать любовь и интерес к башкирским народным сказкам. Задачи: Образовательные: • Расширять знания о башкирских народных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы «Мордовские народные сказки»
Опубликовано: 22 октября 2019 в 15:34
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект беседы «Мордовские народные сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шуляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД