Людмила Беляева
Береги здоровье смолоду! Из опыта работы по здоровьесбережению в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблемы здоровья и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков. В детских садах используется большое количество инновационных технологий, вариативных и дополнительных программ. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, из-за чего сетка занятий уплотняется и растет доля умственной нагрузки в режиме дня.
Публикация «Береги здоровье смолоду! Из опыта работы по здоровьесбережению в детском саду» размещена в разделах
Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективу их дальнейшего развития.
Дети с отклонениями в состоянии здоровья наиболее подвержены подобному негативному влиянию учебного процесса, построенного без учета их функциональных возможностей.
Комплексный подход в оздоровлении детей осуществляют многие дошкольные образовательные учреждения.
Мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
С целью обеспечения высокого уровня охраны и укрепления здоровья детей, их физического, психического, интеллектуально- личностного развития, реализации программ дошкольного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями в ДОУ созданы все необходимые условия.
В группах созданы все условия для занятий, игр и самостоятельной деятельности детей. Все кабинеты, групповые комнаты оснащены современными играми, игрушками, игровыми модулями, удобной и эстетичной мебелью, отвечающей возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.
В работе по данному направлению можно выделить следующие мероприятия:
- физкультурно- оздоровительные (развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников; дыхательная гимнастика, массаж, и самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье);
- обеспечение социально – психологического благополучия ребёнка (психологическое или психолого – педагогическое сопровождение развития ребёнка);
- валеологическое просвещение родителей (папки - передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др).
Цель данных мероприятий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс - диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года, что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии их здоровья.
Вначале учебного года медицинская сестра проводит обследование физического развития детей (диагностика психофизического, эмоционального состояния и физических качеств детей).
Педагоги - анкетирование среди родителей, например, «Какое место занимает физкультура и оздоровление в вашей семье», организуют двигательную развивающую среду.
Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. Оборудована комната двигательной активности со спортивным комплексом, горкой, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий.
Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе.
На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей их интересы.
Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма, имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки; для «подлезания» - дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.
Известно, что при любом умственном труде, основная нагрузка ложится на ЦНС, а нервная система детей в силу физиологических особенностей характеризуется небольшой выносливостью и быстрой истощаемостью.
Поэтому в учебном процессе мы придаем большое значение использованию малых форм активного отдыха и психологической разгрузке детей. Это физкультурные минутки длительностью 1,5-2 минуты, с выходом из-за столов. Минутки здоровья (по необходимости и по усмотрению педагога) в виде пальчиковой гимнастики, самомассажа, комплексов дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов для снятия напряжения спины, шеи - сидя или стоя за столами - продолжительность 1,5-2 мин.
Способствуют снятию стрессообразующих факторов и созданию эмоционального комфорта комплексные занятия совместно с музыкальной или физкультурной деятельностью. Известно, что каникулы или неделя здоровья являются одной из эффективных форм активного отдыха ребят. В нашем учреждении во всех возрастных группах введен осенний, зимний и весенний каникулярный отдых. Основное внимание в его содержании уделяется подвижным спортивным играм, различным видам развлечений, свободной деятельности детей по интересам, экспериментальной деятельности. Ежемесячно, один раз в месяц, мы проводим День здоровья, посвященный спортивным соревнованиям, физкультурным развлечениям и беседам о здоровом образе жизни. В такие дни занятия не проводятся.
Проведение каникулярных недель и дней здоровья способствуют :
• снятию утомления с детского организма, накопившегося в течение определенного времени в связи с ежедневной учебной нагрузкой на занятиях,
• восстановлению физических и психических сил ребенка;
• повышению двигательной активности и накоплению положительных эмоций;
• повышению жизненного тонуса и формированию потребности в здоровом образе жизни.
Понятие «Здоровье» коллектив ДОУ рассматривает в широком социальном аспекте, который включает в себя физическое, психологическое и социальное здоровье ребенка. В тесном сотрудничестве по здоровье сбережению в детском саду работает весь коллектив ДОУ совместно с семьей.
Основной целью работы в данном направлении для нашего учреждения является создание оптимальных условий в детском саду для охраны жизни и укрепления физического, психологического здоровья детей, которая реализуется через следующие задачи.
Вся работа строится в 4 направлениях:
• Мониторинговые исследования состояния здоровья,
• Обеспечение двигательной активности,
• Оздоровительно-профилактическая работа,
• Осмысление ценности ЗОЖ.
В 2015 году мы взяли группу детей трехлетнего возраста. По результатам проводимой диагностики мы выявили низкий уровень физического развития детей. Поэтому приоритетным направлением своей работы мы выбрали физкультурно-оздоровительную работу, нацеленную на улучшение состояния здоровья детей. В вопросах здоровьесбережения используем новые нетрадиционные формы работы с детьми, с педагогами, с родителями.
Для повышения двигательной активности детского организма нами разработан режим двигательной активности детей, учитывающий особенности развития ребенка-дошкольника.
В группе совместно с родителями был создан уголок физической культуры, где располагаются различные физические пособия, как традиционный, так и нетрадиционный материал, в том числе и для профилактики плоскостопия.
Утреннюю гимнастику, физкультурные занятия проводим в физкультурном зале, используя разнообразное физкультурное оборудование. Считаем, что всё это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми разработана система профилактической и коррекционной работы.
Профилактика.
• Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
• Комплексы по профилактике плоскостопия
• Комплексы по профилактике нарушений осанки
• Дыхательная гимнастика
• Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
• Прогулки
• Закаливание
• Сон без маек (летний период)
• Сон без пижам (если позволяет тепловой режим в зимнее время)
• Ходьба босиком
• Обширное умывание
• Полоскание полости рта настоем ромашки 2 раза в год
• Оптимальный двигательный режим
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
• Лук, чеснок.
• Смазывание носа оксалиновой мазью в период вспышек эпидемий острых респираторных заболеваний и гриппа.
• Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем следующие правила:
• чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения;
• рациональную неперегревающую одежду детей;
• соблюдение режима прогулок во все времена года;
Комплекс оздоровительных мероприятий в группе.
• Приём детей на улице (в теплое время года).
• Утренняя гимнастика (с мая по сентябрь – на улице, с октября по апрель – в зале).
• Полоскание полости рта после обеда.
• Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю.
• Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин.
• Чесночные «киндеры».
• Фитонциды (лук, чеснок).
• Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.00 – 18.00.
• Оптимальный двигательный режим.
• Сон без пижамы.
• Дыхательная гимнастика в кроватях.
• Обширное умывание, ходьба босиком.
• После полдника полоскание полости рта отварами трав.
При работе с детьми соблюдаем основные принципы закаливания.
• Осуществляем закаливания при условии, что ребёнок здоров
• Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
• Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания
• Систематичность и постоянство закаливания.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.
Мы используем разнообразные варианты проведения физкультурных занятий.
• Занятия по традиционной схеме.
• Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности.
• Занятия-тренировки в основных видах движений.
• Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей.
• Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы.
• Сюжетно-игровые занятия.
Одной эффективной формой работы в ДОУ является кружковая деятельность. Деятельность всех этих кружков направлена на удовлетворение физиологической потребности детей в движении и обеспечивает развитие физических качеств сверхбазового образовательного уровня. Наши воспитанники посещают кружки различного направления. Кружки проводятся во вторую половину дня. Один раз в неделю.
Также два ребенка посещают спортивную секцию по фигурному катанию в Ледовом дворце.
Для правильной организации питания в детском саду старшей медсестрой составляется ежедневное меню на основе 10- дневного меню с учетом дневного набора продуктов, совместимости блюд, необходимого количества питательных веществ и калорийности. Первые и вторые блюда в течении 5 дней не повторяются. Проводится витаминизация третьего блюда.
Здоровое сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ - все это влияет на здоровье ребенка.
По данным медико - педагогической диагностики в результате проводимой физкультурно – оздоровительной работы мы получили следующие результаты, по которым мы видим, что уровень заболеваемости по сравнению с прошлым годом понизился с 6.1 до 5.8, а уровень посещаемости – повысился с 78% до 81%.
Таким образом, дети стали реже болеть, стали более активны, во время образовательной деятельности показывают высокие результаты, с удовольствием играют в подвижные игры, эстафеты, участвуют в соревнованиях.