Папки-передвижки

Береги здоровье смолоду! Из опыта работы по здоровьесбережению в детском саду

Людмила Беляева
Береги здоровье смолоду! Из опыта работы по здоровьесбережению в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время проблемы здоровья и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков. В детских садах используется большое количество инновационных технологий, вариативных и дополнительных программ. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, из-за чего сетка занятий уплотняется и растет доля умственной нагрузки в режиме дня.

Публикация «Береги здоровье смолоду! Из опыта работы по здоровьесбережению в детском саду» размещена в разделах

Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективу их дальнейшего развития.

Дети с отклонениями в состоянии здоровья наиболее подвержены подобному негативному влиянию учебного процесса, построенного без учета их функциональных возможностей.

Комплексный подход в оздоровлении детей осуществляют многие дошкольные образовательные учреждения.

Мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

С целью обеспечения высокого уровня охраны и укрепления здоровья детей, их физического, психического, интеллектуально- личностного развития, реализации программ дошкольного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями в ДОУ созданы все необходимые условия.

В группах созданы все условия для занятий, игр и самостоятельной деятельности детей. Все кабинеты, групповые комнаты оснащены современными играми, игрушками, игровыми модулями, удобной и эстетичной мебелью, отвечающей возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.

В работе по данному направлению можно выделить следующие мероприятия:

- физкультурно- оздоровительные (развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников; дыхательная гимнастика, массаж, и самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье);

- обеспечение социально – психологического благополучия ребёнка (психологическое или психолого – педагогическое сопровождение развития ребёнка);

- валеологическое просвещение родителей (папки - передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др).

Цель данных мероприятий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс - диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года, что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии их здоровья.

Вначале учебного года медицинская сестра проводит обследование физического развития детей (диагностика психофизического, эмоционального состояния и физических качеств детей).

Педагоги - анкетирование среди родителей, например, «Какое место занимает физкультура и оздоровление в вашей семье», организуют двигательную развивающую среду.

Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. Оборудована комната двигательной активности со спортивным комплексом, горкой, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий.

Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе.

На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей их интересы.

Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма, имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки; для «подлезания» - дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.

Известно, что при любом умственном труде, основная нагрузка ложится на ЦНС, а нервная система детей в силу физиологических особенностей характеризуется небольшой выносливостью и быстрой истощаемостью.

Поэтому в учебном процессе мы придаем большое значение использованию малых форм активного отдыха и психологической разгрузке детей. Это физкультурные минутки длительностью 1,5-2 минуты, с выходом из-за столов. Минутки здоровья (по необходимости и по усмотрению педагога) в виде пальчиковой гимнастики, самомассажа, комплексов дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов для снятия напряжения спины, шеи - сидя или стоя за столами - продолжительность 1,5-2 мин.

Способствуют снятию стрессообразующих факторов и созданию эмоционального комфорта комплексные занятия совместно с музыкальной или физкультурной деятельностью. Известно, что каникулы или неделя здоровья являются одной из эффективных форм активного отдыха ребят. В нашем учреждении во всех возрастных группах введен осенний, зимний и весенний каникулярный отдых. Основное внимание в его содержании уделяется подвижным спортивным играм, различным видам развлечений, свободной деятельности детей по интересам, экспериментальной деятельности. Ежемесячно, один раз в месяц, мы проводим День здоровья, посвященный спортивным соревнованиям, физкультурным развлечениям и беседам о здоровом образе жизни. В такие дни занятия не проводятся.

Проведение каникулярных недель и дней здоровья способствуют :

• снятию утомления с детского организма, накопившегося в течение определенного времени в связи с ежедневной учебной нагрузкой на занятиях,

• восстановлению физических и психических сил ребенка;

• повышению двигательной активности и накоплению положительных эмоций;

• повышению жизненного тонуса и формированию потребности в здоровом образе жизни.

Понятие «Здоровье» коллектив ДОУ рассматривает в широком социальном аспекте, который включает в себя физическое, психологическое и социальное здоровье ребенка. В тесном сотрудничестве по здоровье сбережению в детском саду работает весь коллектив ДОУ совместно с семьей.

Основной целью работы в данном направлении для нашего учреждения является создание оптимальных условий в детском саду для охраны жизни и укрепления физического, психологического здоровья детей, которая реализуется через следующие задачи.

Вся работа строится в 4 направлениях:

• Мониторинговые исследования состояния здоровья,

• Обеспечение двигательной активности,

Оздоровительно-профилактическая работа,

• Осмысление ценности ЗОЖ.

В 2015 году мы взяли группу детей трехлетнего возраста. По результатам проводимой диагностики мы выявили низкий уровень физического развития детей. Поэтому приоритетным направлением своей работы мы выбрали физкультурно-оздоровительную работу, нацеленную на улучшение состояния здоровья детей. В вопросах здоровьесбережения используем новые нетрадиционные формы работы с детьми, с педагогами, с родителями.

Для повышения двигательной активности детского организма нами разработан режим двигательной активности детей, учитывающий особенности развития ребенка-дошкольника.

В группе совместно с родителями был создан уголок физической культуры, где располагаются различные физические пособия, как традиционный, так и нетрадиционный материал, в том числе и для профилактики плоскостопия.

Утреннюю гимнастику, физкультурные занятия проводим в физкультурном зале, используя разнообразное физкультурное оборудование. Считаем, что всё это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми разработана система профилактической и коррекционной работы.

Профилактика.

• Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий

• Комплексы по профилактике плоскостопия

• Комплексы по профилактике нарушений осанки

• Дыхательная гимнастика

• Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)

• Прогулки

• Закаливание

• Сон без маек (летний период)

• Сон без пижам (если позволяет тепловой режим в зимнее время)

• Ходьба босиком

• Обширное умывание

• Полоскание полости рта настоем ромашки 2 раза в год

• Оптимальный двигательный режим

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

• Лук, чеснок.

• Смазывание носа оксалиновой мазью в период вспышек эпидемий острых респираторных заболеваний и гриппа.

• Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем следующие правила:

• чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения;

• рациональную неперегревающую одежду детей;

• соблюдение режима прогулок во все времена года;

Комплекс оздоровительных мероприятий в группе.

• Приём детей на улице (в теплое время года).

• Утренняя гимнастика (с мая по сентябрь – на улице, с октября по апрель – в зале).

• Полоскание полости рта после обеда.

• Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю.

• Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин.

• Чесночные «киндеры».

• Фитонциды (лук, чеснок).

Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.00 – 18.00.

• Оптимальный двигательный режим.

• Сон без пижамы.

• Дыхательная гимнастика в кроватях.

• Обширное умывание, ходьба босиком.

• После полдника полоскание полости рта отварами трав.

При работе с детьми соблюдаем основные принципы закаливания.

• Осуществляем закаливания при условии, что ребёнок здоров

• Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)

• Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания

• Систематичность и постоянство закаливания.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.

Мы используем разнообразные варианты проведения физкультурных занятий.

• Занятия по традиционной схеме.

• Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности.

• Занятия-тренировки в основных видах движений.

• Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей.

• Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы.

• Сюжетно-игровые занятия.

Одной эффективной формой работы в ДОУ является кружковая деятельность. Деятельность всех этих кружков направлена на удовлетворение физиологической потребности детей в движении и обеспечивает развитие физических качеств сверхбазового образовательного уровня. Наши воспитанники посещают кружки различного направления. Кружки проводятся во вторую половину дня. Один раз в неделю.

Также два ребенка посещают спортивную секцию по фигурному катанию в Ледовом дворце.

Для правильной организации питания в детском саду старшей медсестрой составляется ежедневное меню на основе 10- дневного меню с учетом дневного набора продуктов, совместимости блюд, необходимого количества питательных веществ и калорийности. Первые и вторые блюда в течении 5 дней не повторяются. Проводится витаминизация третьего блюда.

Здоровое сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ - все это влияет на здоровье ребенка.

По данным медико - педагогической диагностики в результате проводимой физкультурно – оздоровительной работы мы получили следующие результаты, по которым мы видим, что уровень заболеваемости по сравнению с прошлым годом понизился с 6.1 до 5.8, а уровень посещаемости – повысился с 78% до 81%.

Таким образом, дети стали реже болеть, стали более активны, во время образовательной деятельности показывают высокие результаты, с удовольствием играют в подвижные игры, эстафеты, участвуют в соревнованиях.

Публикации по теме:

«Береги здоровье смолоду». Конспект занятия с упражнениями на воде«Береги здоровье смолоду». Конспект занятия с упражнениями на воде 1. "Скольжение на груди". Отталкиваемся ногами от пола и толкаем тело вперед. 2. "Скольжение на спине". Отталкиваемся ногами от пола бассейна.

Из опыта работы «География в детском саду» География в детском саду опыт работы Ларисы Ивановны Ждановой, воспитателя первой кв. категории «География» в детском саду, - Разве это возможно?.

Из опыта работы «Акробатика в детском саду»Из опыта работы «Акробатика в детском саду» Акробатика в детском саду Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников всегда было и остается главной задачей.

Круглый стол «Береги здоровье смолоду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 муниципального образования Ейский район станица Ясенская.

Нетрадиционное родительское собрание с чаепитием «Береги здоровье смолоду» Нетрадиционное родительское собрание с чаепитием «Береги здоровье смолоду» Светлана Валентиновна Кулина Цель: Формирование у родителей.

Открытый просмотр (НОД) в средней группе «Береги здоровье смолоду»Открытый просмотр (НОД) в средней группе «Береги здоровье смолоду» .

Педагогическая статья «Береги здоровье смолоду!» «Береги здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Как же сохранить и укрепить здоровье? Совет один — вести здоровый образ.

Родительское собрание в средней группе №8 на тему «Береги здоровье смолоду» Родительское собрание в средней группе № 8 на тему «Береги здоровье смолоду» воспитатель Ревенкова Т. В. Задачи: познакомить родителей воспитанников.

Из опыта работы по здоровьесбережению В современном мире самой животрепещущим вопросом является сохранение здоровья малышей. Сейчас в дошкольных учреждениях уделяется огромное.

Занятие «Береги здоровье смолоду» «Береги здоровье смолоду».Цель: предупредить формирование у детей вредной привычки - курения. «Чисто жить – здоровым быть!» Педагог:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Береги здоровье смолоду! Из опыта работы по здоровьесбережению в детском саду
Опубликовано: 22 октября 2016 в 09:54
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Береги здоровье смолоду! Из опыта работы по здоровьесбережению в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Беляева (УИ 428586) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД