Загидуллина Виктория
Барельефная лепка в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
БАРЕЛЬЕФНАЯ ЛЕПКА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Барельефная лепка может с успехом использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Преимущества барельефной лепки в том, что она позволяет:
- создать больше возможностей для упражнения детей в освоении таких приёмов лепки, как раскатывание пластилина прямыми, круговыми движениями, раскатывание пластилина кончиками пальцев;
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Рельефная, барельефная лепка
- Темочки
- увеличить задействование различных мышц руки в ходе одного занятия. (Например, в работе «Ёлка, украшенная бусами» дети упражняются в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями и кончиками пальцев, а также тренируют силу пальцев, выполняя технический приём под названием «размазывание из столбика»);
- упражнять детей в согласованности движений руки и глаза, (Например, в работе «Сказочная рыба» чешуйки должны быть примерно одинаковые по размеру и накладывать их нужно в определённом порядке, что способствует развитию у детей зрительно-моторной координации);
- развивать композиционные умения. (Дети учатся заполнять пространство работы, что в последующем может оказать помощь при создании композиции в рисунке);
- разнообразить темы работ по лепке и теснее увязать их с темами других занятий (например, с занятиями по развитию речи);
- использовать детские работы для оформления интерьера групповых помещений и сохранять работы на память или дарить их, чего с работами обычной лепки практически невозможно;
- комплексно воздействовать на развитие ребёнка и развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук, развивать силу пальцев.
В старшей группе проводится 7 занятий по барельефной лепке в год, в подготовительной к школе группе – 4 занятия в течение учебного года.
Уменьшение количества занятий по барельефной лепке объясняется тем, что у детей к старшему дошкольному возрасту совершенствуются технические приёмы лепки, возрастает возможность выполнять более сложные работы техникой обычной лепки, а в старшей и подготовительной к школе группах дополнительно организована работа различных кружков : «Изонить», «Оригами».
В процессе проведения занятий с детьми используются следующие приё мы:
1. Внесение и обследование фона. Для занятий по барельефной лепке вносится фон (он целиком выполняется из пластилина, на котором даны отдельные фрагменты будущего изображения, например, изображение Деда Мороза в тулупе без отделки и др. Фон может быть один или два – в зависимости от выполняемой работы.
2. Создание игровой мотивации для занятия. Придумываются игровые моменты перед очередным занятием: помочь Деду Морозу прийти красивым к детям на праздник, а для этого украсить его тулуп; сделать для грустной обезьянки в зоопарке картину, которая будет напоминать ей о её родине Африке; сделать для мам в подарок картину с розами и др.
3. Комментирование способа выполнения действий. Чтобы получилась пушистая ёлочка, я буду делать так: сначала раскатаю столбик (показываю). Что я скатала? Теперь прикладываю столбик к стволу ёлочки, слегка его прижимаю. Куда я приложила столбик? Что я с ним сделала? А теперь я указательным пальцем размажу столбик вниз по всей длине (показываю). Что я сделала со столбиком? Что у нас получилось?
4. Воспроизведение движений в воздухе. Детей просим показать в воздухе, как они будут раскатывать «виноградины».
5. Работа на «пробниках». «Пробники» - это небольшие карточки из плотного картона, на которых дети могут поупражняться в выполнении какого-либо технического приёма.
6. Совместные («пассивные») действия. Например, при выполнении технического приёма «размазывание из столбика» некоторые дети не могут выполнить его самостоятельно, тогда педагог берёт пальчик ребёнка в свою руку и вместе с ним выполняет этот приём.
7. Художественное слово (стихи, загадки). Подбираются те, которые помогают ребёнку воспроизвести картину. Например,
Белый ландыш, сын лесной,
Я склонилась над тобой.
Я дышу твоей прохладой
Среди солнечного дня.
Ты не знаешь, как я рада,
Что взглянул ты на меня.
8. Вопросы к детям. Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.
9. Выполнение работы небольшими частями. Делим выполнение задания на 2-3 части.
10. Превращения. Этот приём нравится детям. Когда, например, вылепленный виноград или ананас превращаются в «настоящие».
11. Появление игрушечного или сказочного персонажа. Этот приём позволяет воздействовать на эмоциональную сферу детей, опираться на такие нравственные качества, как доброта и отзывчивость.
12. Анализ детских работ от лица игрушечного или сказочного персонажа. Такой анализ воспринимается детьми более эмоционально и запоминается дольше, чем слова воспитателя.
13. Использование музыки. Например, когда дети лепят зимний лес», включается отрывок «Еловый лес зимой» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». При лепке «Голосистого петушка» звучит «Петушиная полька», а работу «Лебеди» дети выполняют под музыкальную картину «Царевна-лебедь" из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
14. Физкультурно-оздоровительные моменты. Сюда относятся:
- физкультурные паузы (подвижные игры, имитационные движения, что позволяет развивать общую моторику детей;
- упражнения на релаксацию (послушаем, как падают и шуршат листья, что позволяет детям успокоиться;
- элементы пальчиковой гимнастики (упражнения подбираем в соответствии с тематикой занятий)
15. Обследование предмета с соблюдением основных этапов.
16. Работа детей на общем фоне. Сначала дети на своих рабочих местах выполняют «заготовки» для фона, а потом подходят к нему. Пока ребята не освоили технику прижима к фону, он находится в горизонтальном положении, как только дети научатся прижимать к нему детали, он будет располагаться вертикально. Такая последовательность работы позволяет детям менять позу во время занятия, немного подвигаться, можно даже поговорить, но главное условие при этом – чтобы разговор был по делу.