Кондрашева Нелли Александровна
Азбука здоровья «Игры и игровые упражнения для автоматизации звука на уровне слога В. В. Тараканникова»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и игровые упражнения для автоматизации звука на уровне слога В. В. Тараканникова
Игра практически с древних времен
выступает как форма обучения.
Ян Коменский
Логопеды часто сталкиваются с длительным периодом автоматизации
поставленных звуков. На продолжительность автоматизации звуков влияет
ряд объективных причин: тяжесть речевого нарушения, состояние
фонематического слуха, психических процессов (мышления, памяти,
Публикация «Азбука здоровья „Игры и игровые упражнения для автоматизации звука на уровне слога В, В, Тараканникова“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
внимания). Повысить эффективность коррекционной работы позволяет использование игр и игровых приемов при автоматизации звуков на любом из
этапов. Предлагаю ряд игр для автоматизации звука на уровне слога (на
примере звука [с]).
Игра «Слоговые лесенки»
На картинке изображена лесенка из пяти ступенек, по которой
поднимается мальчик. Взрослый называет слог, ребенок повторяет и
поднимается по ступенькам вверх, а затем спускается. В игре можно
использовать маленькую игрушку или «шагать» по ступенькам пальчиками,
что позволит тренировать мелкую моторику малыша.
Ребенок «шагает» вверх и вниз по ступенькам, проговаривая
многократно прямые слоги. Можно «прыгать» по ступенькам СА-СА-СА, СОСО-СО и так далее. Чем больше и четче проговорит ребенок этот слог, тем
быстрее ему удастся перейти к автоматизации звука на уровне слова.
Аналогичная лесенка предлагается с обратными слогами.
В игре можно использовать лесенки, сделанные из любого конструктора.
Ребенок «шагает» по лесенке любой игрушкой и повторяет за взрослым слоги.
Игра «Собери шарики для Сони»
На картинке изображены цветные шары, на которых напечатаны слоги
СА, СО, СУ, СЫ, СЭ. Внизу нарисована девочка Соня. Ребенок произносит
слог и проводит пальчиком по ниточке, ведущей от шарика к Соне. Взрослый
следит за правильностью произношения. Аналогичный вариант для обратных
слогов (АС, ОС, УС, ЫС, ЭС, ЯС, ЮС, ИС, ЕС, ЕС).
Игра «Веселые камешки»
В этой игре «прыгаем по камешкам» с помощью маленькой игрушки или
пальчиков (представляем в виде ножек). Проговариваем слоги многократно.
Можно, вставая на «камешек», называть слог один раз, а можно два или три
(СА, СА-СА, СА-СА-СА). Игру можно изменить и так — «прыгаем через
камешек». Взрослый обязательно следит за правильностью произношения
звука [с].
Аналогично работаем с обратными слогами. Называем слог с автоматизируемым звуком [с], а ребенок правильно повторяет и передвигает любую
маленькую фигурку.
Игра «Ладушки»
Взрослый называет автоматизируемый слог и хлопает по ладошкам
ребенка, ребенок повторяет слог и хлопает по ладошам взрослого. Таким
образом удобно автоматизировать слоги со стечением согласных звуков (СТА,
СТО, СТУ, СТЫ, СМА и т. д.).
Игра «Веселый мяч»
Взрослый произносит автоматизируемый слог и бросает мяч ребенку,
ребенок ловит мяч и повторяет слог. Можно усложнить игру: называем не
один слог, а два (СА-СО, СО-СУ и т. д.) или три (АС-ОС-УС и т. д.). Таким
образом, добавляется работа над звуко-слоговой структурой.
Игра «Вежливые пальчики»
Игра позволяет автоматизировать звук на уровне слога и развивать
мелкую моторику. Взрослый и ребенок проговаривают слоги и соединяют на
каждый слог с большим пальчиком указательный — СА (СА-СА, СА-СА-СА,
средний — СО, безымянный — СУ, мизинец — СЫ. Можно сначала на правой
руке, затем на левой, на двух руках одновременно.
С помощью предложенных игр и игровых упражнений можно автоматизировать любой поставленный звук на уровне слога.
Литература
1. Азова Е. А., Чернова О, О. Домашняя логопедическая тетрадь для
детей 5-7 лет. Учим звуки С, СЬ. — М. : ТЦ Сфера, 2012.
2. Громова О. Е. Говорю правильно С—3—Ц. — М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Комарова А. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях.
Альбом дошкольника. — М. : Гном и Д, 2007.
4. Коноваленко С. В., Коновален-ко В. В. Альбом 1: Автоматизация
свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц у детей. — М. : Гном и Д, 2017.
5. Нищевашцева Н. В. Картотека картинок для автоматизации и
дифференциации звуков. Звуки раннего онтогенеза. Свистящие звуки.
Дифференциация свистящих звуков (начало). Вып. 1. — СПб. : ДЕТСТВО