Агафья Тимофеевна Рожина
Конспект физкультурно-экологического занятия в старшей группе «Путешествие на горе Аппыт»
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурно-экологическое занятие в старшей группе
«Путешествие на горе Аппыт»
Цели:
- расширять знания детей об окружающей среде города Верхоянска;
- закреплять знания о животных и растениях;
- прививать детей любовь к родному краю, умение видеть ее красоту;
- закреплять у детей навыков ходьбы, бега, прыжков, упражнения равновесия, ползания.
Материал:
Публикация «Конспект физкультурно-экологического занятия в старшей группе „Путешествие на горе Аппыт“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- стенд с иллюстрациями картин «Природа нашего края», «Кисиляхские горы», «гора Аппыт»;
- дорожки: «следы», массажные насекомые из пуговиц, «цветы», «грибы», «паутинка», «кочки»;
- один мат, мягкое «бревно», гимнастические палки для всех детей;
- наклонная лестница;
- две ведерки и две нарты;
- графин с витаминным чаем (шиповниковый, поднос, стаканы на всех.
- магнитофон, аудиозапись песни В. Шаинского «Вместе весело шагать», «Веселые Ребята», живая планета «Птичий концерт», релаксация «Наедине с природой».
Методика проведения
Воспитатель. Дети, сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня с вами отправимся в поход. В мире очень много красивых мест, но самые лучшие места – это где ты сам родился и живешь. Как называется город, в котором мы живем?
Дети. Верхоянск.
Воспитатель. Природа нашего Верхоянска очень красива, она знаменита Верхоянскими хребтами, Кисиляхскими горами. А вы знаете, как называются ближайшие горы Верхоянска? Дети. Гора Аппыт, Лысая гора, Тойомсук.
Воспитатель. А кто знает, как называют людей, которые любят путешествовать по горам, по лесам, по морям?
Дети. Туристами.
Воспитатель. Я предлагаю вам, представить себя туристами, и мы отправимся в путешествие – один из прекрасных уголков Верхоянья, который подарила нам природа – на гору Аппыт.
На пути нам встретят много препятствий: лес, животные, река, болото. Но, я думаю, что это все мы преодолеем. Что обычно туристы берут с собой в дорогу?
Дети. Карту, компас, одежду, еду и т. д.
Воспитатель. А нам понадобятся глаза, чтобы все увидеть и полюбоваться красотой природы, уши – чтобы послушать голоса природы, руки – чтобы помогать природе, и улыбка – чтобы весело было в пути. Туристам всегда помогает задорная песня. А вы знаете правила поведения в лесу? Расскажите, что нужно и не нужно делать.
Дети рассказывают о правилах поведения в лесу.
Звучит аудиозапись песни «Вместе весело шагать».
Дети выполняют различные виды ходьбы и бега.
Воспитатель. А теперь представьте, что мы вошли в лес. Как здесь красиво! Какие высокие здесь деревья! Они приветствуют нас.
Дети. Здравствуйте! – дети поднимают руки, качают ими влево и вправо.
Воспитатель. Все идем по тропиночке по следам. Как много здесь разных насекомых. Не наступайте на них. А сколько здесь цветов, грибов, полюбуйтесь на них. Осторожно, не заденьте паутинку! (дети проходят в полуприсяде под дугой, стараясь не задеть ее).
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Воспитатель. Ребята что вы слышите?
Дети. Пение птиц.
Воспитатель. Какие птицы живут у нас в лесу?
Дети. Воробей, кукушка, сова, чайка, ласточка, трясогузка, рябчик, ворона, дятел и т. д.
Воспитатель. Молодцы, очень много птиц вы знаете. Птиц в лесу очень много и летают они по-разному. Представьте, что вы превратились в разных птиц. И полетайте! (Дети «летают» подражая разным птицам).
Воспитатель. Дети, давайте возьмем бинокли и посмотрим, какие звери живут в лесу. Можно достать фотоаппараты и сфотографировать их на память.
Подвижная игра «Звериными тропами»
Воспитатель. А теперь, представьте себе, что вы зайцы и покажите, как они прыгают.
Зайцы – выполняют прыжки с продвижением вперед.
Волки – полубег широкими шагами
Лисички – скрестный шаг
Медведи – ходьба на внешней стороне стопы.
Медвежата – ходьба на ступнях и ладонях.
Белки – прыжки с поворотом вправо и влево
Рысь – крадутся на носочках.
Воспитатель. Продолжаем наслаждаться чистым воздухом леса. Сделаем массаж полости рта. Зачем? Для того чтобы не болеть ангиной.
Массаж полости рта: 1. Языком погладить мягкое небо.
2. Делать круговые движения языком вокруг уголков рта.
3. Достать языком нос, подбородок.
В. Идем дальше (по массажным дорожкам) :
- идем по мостику (ходьба по дорожке из палок);
- идем по мягкой траве (по мату);
- идем по пенечкам (перепрыгивать через «пеньки»);
- по каменистой гальке (ходьба по дорожке из пуговиц);
Вот еще одно препятствие – болото. Однако отважных путешественников - то не пугает. Предлагаю через болото пройти по кочкам (дети прыгают с кочки на кочку).
В. Молодцы, ребята и это препятствие преодолели. Мы добрались до поляны. Привал. Отдыхаем. Сделаем гимнастику «Руки любви».
Гимнастика «Руки любви».
Погладьте себя по рукам, лицу, груди, ногам. Запомните, что вы чувствуете во время поглаживания. Затем посмотрите на свои руки и представьте, что это руки не ваши, а того человека, который вас очень любит (мама, папа, бабушка, дедушка). Этими любящими руками снова погладьте себя, обнимите. Запомните, какие поглаживания более приятны. А теперь, подойдите друг другу и «руками любви» обнимите своего товарища.
Воспитатель. На этой красивой поляне мы поиграем с палками.
Упражнения с палками:
1. «Посмотри на палку» -
2. «Повороты»
3. «Наклон»
4. «Выпады вперед»
5. «Пресядем»
6. «Попрыгаем»
Воспитатель. И вот вышли мы на берег реки. Как называется наша река?
Дети. Яна.
Воспитатель. Дети, чтобы продолжить наше путешествие мы должны переплыть через реку Яну. На чем можно переплыть?
Дети. На катере, на лодке, на плоту.
Воспитатель. Так как мы храбрые туристы, давай будем переправляться на плоту.
Эстафета «Переплыви реку».
Воспитатель. Вот и переправились на другой берег. Идем вдоль реки, по узкой тропинке. Пройдем через лес, здесь придется перепрыгивать через упавшие деревья (прыжки боком на двух ногах через мягкое бревно).
Воспитатель. И вот перед нами гора «Аппыт» нам надо подняться на гору и спуститься с нее (поднимаются по наклонной лестнице и спускаются по ребристой дорожке).
В. спустились с горы, устали. А теперь отдохнем. И разведем костер. Сядем вокруг костра, и попьем чай. Дети, сегодня чай у нас необыкновенный, вместо заварки, мы заварили шиповником, и будем пить витаминный чай. В шиповнике очень много витаминов, он дает нам силы, здоровья, бодрости. Усталость прошла и нам надо возвращаться. Но, что мы должны сначала сделать?
Дети. Затушить костер.
Воспитатель. Чем можно затушить костер?
Дети. Водой, песком.
Эстафета «Затуши костер».
Воспитатель. Костер мы потушили, а сейчас сядьте и закройте газа.
Проводится аутотренинг. «Я с закрытыми глазами лежу на траве. Трава мягкая и шелковистая. Я вдыхаю прекрасный аромат, слышу пение птиц, стрекот кузнечиков, жужжание пчел, жуков, шуршание букашек. Мне хорошо, спокойно. Я хочу быть другом всем, всем. Я чувствую, как набираюсь сил и бодрости. Я открываю глаза. У меня хорошее настроение, мне радостно».
Воспитатель. И мы оказались в группе. Наше путешествие закончилось, но вы не забыли, что во время путешествия сфотографировали животных. Сейчас вы все получите фотобумагу и напечатаете фотографии животных, насекомых, и мы рассмотрим их и положим в альбом на память о нашем путешествии.
«Главные жители в царстве моем»
Экологическое занятие
Цели:
- Познакомить детей с внешним видом кедрового стланика.
- Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это растения, у них общие существенные признаки (корень, стебель, лист, есть и различия – у дерева один стебель (ствол, а у кустарника много.
Материал. Плоскостные изображения: деревьев – 2 лиственницы, 2 березы) и кустарника (2 кедрового стланика). Картинки – солнца, птицы, капельки и снежинки. Пазлы деревьев, кустарников. Фишки красного и зеленого цвета по количеству детей. Аудиозапись звука леса. Дощечки шишек и семян. Опрыскиватель воды. Бумажные снежинки на всех детей. Яблоко. Рисунки (слайды) с правилами поведения в лесу. Кукла – гномик Лесовичок.
Методика проведения.
Воспитатель. Сегодня нас в гости позвал гномик Лесовичок. А где живет Лесовичок?
Дети. В лесу.
Воспитатель. Да, он живет в лесу. И мы сейчас отправимся к нему в лес, в его царство. Итак, отправимся в путь.
Физкультминутка
А теперь мы в лес пойдем (дети идут друг за другом,
Вброд ручей мы перейдем (идут, высоко поднимая ноги,
Небывалой высоты
У ручья растут цветы (руки вверх, поднимаются на носочки,
Посмотри по сторонам,
Что же лес подарит нам? (повороты влево и вправо)
Наклонись, сорви грибок
Положи его в корзинку (приседания).
Воспитатель. Вот и пришли в лес. Давайте поздороваемся с лесом.
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи: ты же
Видишь – мы свои.
Лесовичок. Здравствуйте дети. Я рад что вы приняли мое приглашение и пришли ко мне в гости. Сейчас я хочу загадать вам загадки. Есть главные жители в царстве моем. А как же мы жителей этих зовем?
Дети. Деревья.
Лесовичок. А царство мое как называется?
Дети. Лес.
Воспитатель. А вы знаете как себя вести в царстве Лесовичка? Сейчас я проверю. Я раздам вам фишки – зеленого и красного цвета. Если вы согласны с правилом поведения в лесу, то поднимаете зеленую фишку. А если не согласны, то красную.
Дидактическая игра «Знаете ли вы правила?»
Можно ломать ветки (красная).
Разжигать костер (красная).
Шуметь в лесу (красная)
Любоваться красотой (зеленая).
Собирать грибы (зеленая)
Разорять гнезда (красная).
Отдыхать на пне (зеленая).
Собирать ягоды (зеленая).
Оставлять после себя мусор (красная).
Воспитатель. Молодцы, много знаете правил поведения в лесу.
Звучит аудиозапись.
Воспитатель. Как хорошо в лесу, слышатся пение птиц, здесь чистый воздух. Весело шумят листья деревьев, а как вы думаете, что такое дерево?
Дети. Дерево самое большое растение
Воспитатель. А оно живое? А почему вы так думаете?
Дети. Оно растет, дышит, питается, у него появляются детки – побеги.
Воспитатель. А кто еще живет в лесу?
Дети. Животные, птицы, растения.
Воспитатель. И растения, и звери и птицы – они все живые. Чем же отличаются деревья от животных?
Дети. Деревья молчат и не могут двигаться.
Воспитатель. А теперь назовите части дерева.
Дети. Корень, ствол, ветки, листья, крона.
Воспитатель. У каждого человека есть части тела, которые можно сравнить с частями дерева: ноги похожи на корни, туловище на ствол, руки на ветки, пальцы на листья. Давайте поиграем в игру «Станем мы деревьями».
Игра «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями, сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире (раздвинуть ноги шире).
Чтоб держали дерево,
Падать не давали (сжатый кулак поставить над другим кулаком).
Из глубин далеких
Воду доставали (наклониться, сложить ладони горстью,
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается
И своей верхушкой острой (изобразить крышу дома)
В небо упирается.
Наши руки – это ветви,
Крону вместе образуем (сомкнуть пальцы над головой).
Кроне им совсем не страшно (покачать головой)
Когда ветры сильно дуют.
Пальцы веточками будут (пошевелить пальцами,
Листья закрывают их.
Как придет за летом осень, разлетятся листья вмиг.
Воспитатель. Назовите, какие деревья растут у нас в лесу?
Дети. Береза, лиственница.
Воспитатель. А как вы думаете, из чего вырастают деревья? Каждое дерево вырастает из семечки (показ семян). Сейчас вы узнаете, как из семечки вырастает дерево.
Игра «Превращение семечки в дерево»
Воспитатель. Все встаньте в круг, присядьте и закройте глаза. Представьте, что на дворе осень и что вы сидите глубоко в земле. Осенью семена готовятся к зимнему отдыху.
Приходит зима. Кружатся снежинки в хороводе, а снег укрывает каждое семечко белым, пушистым, теплым одеялом – снегом (на голову каждого ребенка кладется «снежинка»).
Под снегом семечко спит и ему не нужна еда. И вот зима прошла, и наступила весна (дети открывают глаза). Вместе с весной просыпается и наше семечко (дети сбрасывают свои снежинки). И вдруг брызнул дождик, семечко начинает пить воду (открываем и закрываем рот) и усиленно питаться, чтобы набраться сил (раздаются дольки яблоки). После еды из семечки прорастают ростки семян и начинают вылезать из под земли, навстречу ласковому весеннему солнышку (вытягиваются в полный рост). Наступает лето. Росточек вырос, и превратился в маленькое деревце. На ветках этого деревца появляются маленькие шишки (раздаются шишки). Осенью из шишек опадают семечки, и осенний ветер разносит эти семена по всему лесу, закрывая их снова в землю. Вам понравилось быть семечками? Вот теперь вы знаете, из чего вырастает дерево.
Воспитатель. Ребята, эта шишка хочет нам что-то сказать. Что ты хочешь нам сказать шишка? Шишка просит вас сложить интересные картинки. Сложите их (дети складывают пазлы – береза, лиственница, кедровый стланик).
Воспитатель. Молодцы. Все прекрасно справились с заданием. Вы сегодня узнали многое о деревьях, и теперь шишка хочет рассказать вам о кустарнике, которое называется кедровый стланик. Это самый красивый кустарник наших лесов, он растет только у нас (показ слайда с изображением кедрового стланика). Посмотрите, оно бывает выше нас. Живет на земле долго, оно вечно зеленое. Кедровый стланик круглый год стоит в своем зеленом наряде: осенью когда опадают листья у деревьев, у стланика листья не опадают, а ложатся под снег, а весной, как только пригреет солнце, приподнимает зеленые ветки навстречу солнцу и теплу. Про него есть такая загадка – зимой и летом одним цветом.
Воспитатель. Ребята, мы должны беречь их. Потому что их очень мало. Давайте поможем стланику.
- Вот тебе, стланик, солнышко. Оно согреет тебя.
- Вот тебе, стланик, птица. Она спасет тебя от вредителей и разнесет твои семена по лесу.
- Вот тебе, стланик, капелька. Она напоит тебя и умоет.
- Вот тебе, стланик, снежинки. Они укроют тебя от мороза.
- А это, стланик, особый знак – он защитит тебя от браконьеров.
Лесовичок. Спасибо за такие хорошие пожелания. Вам понравилось в моем царстве? А что интересного вы узнали?
В. Как много вы сегодня узнали. Я приготовила для вас Чудо-дерево, на котором растут сладости.
Воспитатель. А теперь давайте попрощаемся с гномиком Лесовичком. Спасибо тебе, гномик Лесовичок, что позвал нас к себе в гости. Нам у тебя очень понравилось.
Дети. Лес дремучий, до свидания!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес.
Прогулка в весенний лес
Экологическое занятие
Цели:
- продолжать учить детей правильному отгадыванию загадок;
- познакомить детей с правилами поведения в лесу;
- побуждать у ребенка прожить свое отношение к познаваемому объекту в продуктивной деятельности;
- закрепить знание признаков живой и неживой природы.
- Обогатить и активизировать словарь детей.
Материал. Конверт от лесных зверей, волшебная палочка, аудиозапись «Звук природы», картины весеннего леса, Старичок – Лесовичок.
Воспитатель. Дорогие ребята, посмотрите, сегодня кто-то прислал нам письмо (чтение конверта от лесных зверей! Ну, что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям? (Ответы детей)
Воспитатель. У меня есть волшебная палочка, я взмахну ею, а вы закроете глаза, покружитесь, а когда откроете- окажетесь в весеннем лесу.
(звучит музыка, дети кружатся, картинка леса)
Воспитатель. Открываем глаза! Вот мы и в весеннем лесу.
Послушайте стихи:
Наступила весна,
И подул южный ветер
Солнце светит все ярче,
Припекает сильней.
Тают быстро сугробы,
И ручьи, словно реки,
Разливаются шире
И бегут все быстрей.
Воспитатель. Понравилось стихотворение? А как вы думаете, почему стали таять сугробы? Почему подул южный ветер?
Воспитатель. А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей) А почему?
Воспитатель. Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Смотрите, звери даже оставили нам знак под деревом (показ знака, обозначение «не шуметь»). Если шуметь, можно напугать лесных жителей, тогда мы никого не встретим. Ой, кто же это?
Дети. Здравствуйте Старичок – Лесовичок.
Ст. -Л. : Ребята, отгадайте-ка загадку, о ком она, тот нам и встретится.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу (Белка)
Воспитатель. А вот и Белка! А сейчас она расскажет, как она встречает весну.
Белка: Я – белка. Весной я меняю свою зимнюю серую шубку на рыжую. В эту пору у меня появляются маленькие бельчата. Все лето я ухаживаю за ними и кормлю свои молоком. Осенью они подрастают и уже сами себе добывают пищу и запасаются на долгую зиму.
Воспитатель. А теперь послушайте вторую загадку:
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)
Воспитатель. Смотрите, Заяц! Расскажи нам, Зайка, как ты встречаешь весну.
Заяц: Я – Заяц! Зимой я белый, а весной – серый. Весной у мамы-зайчихи появляются зайчата. Они очень маленькие и пушистые.
Воспитатель. Третья загадка:
Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу краса
Кто же это? (Лиса)
Лиса: Мы, лисы, не меняем свою красивую шубку. Весной наш мех становится менее пушистым и густым, чтобы нам не было жарко.
Воспитатель. Четвертая загадка:
Кто-то косолапый
По лесу идет
И мохнатой лапой
Он кору дерет (Медведь)
Медведь: Я – медведь. Весной мы просыпаемся после долгой зимней спячки. Выходим с маленькими медвежатами из своей теплой берлоги. Всей семьей мы рыбачим, добываем сочные коренья, а летом лакомимся разными полезными ягодами.
Воспитатель. Пятая загадка:
Кто в лесу зубами «щелк»
Это бродит серый … (Волк)
Волк: Я зубастый волк. У меня серый мех, который я никогда не меняю. Весной у нас появляются волчата и мы всей семьей ходим на охоту.
Воспитатель. Молодцы, дети! Все отгадали и всех зверей встретили!
Физкультминутка
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой:
За мамой – белкой скакал бельчонок,
За мамой – лисицей крался лисёнок,
За мамой – волчицей шел волчонок,
За мамой – зайчихой шел зайчонок,
За мамой - медведицей шел медвежонок.
Воспитатель. А сейчас Старичок - Лесовичок познакомит вас с правилами поведения в лесу. Расскажите про весенний лес. (Рассказы детей)
Воспитатель. Молодцы, очень подробно рассказали и описали весеннюю природу.
Ст. -Л. : Вот Белочка прислала вам свои запасы – орешки. А теперь закроем глаза, и опять окажемся в детском саду.
О чем сегодня мы поговорили?
Дети. О весне.
Воспитатель. Куда ходили?
Дети. В весенний лес.
Воспитатель. Кого встретили?
Дети. Старичка-Лесовичка и зверей.
Воспитатель. С какими правилами поведения в лесу познакомил вас Старичок-Лесовичок? (дети рассказывают о правилах)
Воспитатель. Хорошо ли в весеннем лесу?
Вот и закончилось наше путешествие.
Пришла весна, стало тепло и весело. Весной солнце поднимается все выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. Деревья еще стоят голые, но набухают почки и проклевываются первые листочки. Горячее весеннее солнце растапливает лед и снег. Появляются лужи, бегут и журчат ручейки. На полянах и пригорках появляются проталины. На деревьях свисают сосульки, в полдень сосульки начинают таять, звенит весенняя капель. Возвращаются из теплых краев птицы. Они вьют гнезда, заканчивается зимняя спячка зверей. Все живое радуется наступлению весны.