Надежда Бедная
Авторские дидактические игры по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50 Красноармейского района
Формирование культурно-гигиенических навыков в младшей группе.
Период раннего дошкольного возраста наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков. Их воспитание имеет большое значение для успешности социализации детей и их здоровья. Это не просто усвоение правил и норм поведения, а вхождение малыша в мир взрослых.
Ребёнок развивает такое качество, как сила воли. Малыш ещё ничего не
Публикация «Авторские дидактические игры по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- КГН, гигиена. Игры, дидактические пособия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Средняя группа
- Темочки
умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не
всегда хочется доводить начатое дело до конца. Чтобы сделать всё в
правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить
волевые усилия. Выполнение культурно – гигиенических навыков создаёт
условия для формирования основ эстетического вкуса. Девочка начинает
приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её
причесали, завязали бантики. Малыш не только открывает себя, но и
оценивает свой внешний вид.
Взаимосвязано с формированием культурно – гигиенических навыков и
развитие нравственных чувств. Если малыш до трёх лет испытывает
удовольствие, что сначала выполняет действия вместе с взрослым, а потом
самостоятельно, то к четырём годам он радуется не тому, что он вымыл
руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю
правильно».
Культурно – гигиенические навыки лежат в основе первого доступного
ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию.
Воспитание этих навыков – это первооснова для развития физически
крепкого ребёнка. В процессе работы были применены наглядные приёмы
обучения – показ, пример, которые занимают особенно большое место в
работе с маленькими детьми. Показ действия обязательно сопровождался
проговариванием («Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»).
Это помогает детям осмыслить действие в целом. В своей работе широко
использовала приём поощрения, но старалась этим не злоупотреблять,
чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения,
потребностью ребёнка.
Одним из ведущих приёмов в воспитательной работе явился приём
повторения действий, упражнений. Например, просьба перед мытьём
«показать, как засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько
чисто и сухо вытерты руки.
Хорошей формой упражнений детей в освоении культурно –
гигиенических навыков явились дидактические игры с применением
фольклора, которые разработала самостоятельно для детей :
«Мои ручки –мои помощники», «Найди своё полотенчико».
Авторская дидактическая игра
«Мои ручки – мои помощники»
Цель: научить детей применять полученные навыки в личной гигиене.
Материал: кукла Оля
Ход. К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу,
а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла садится за стол и берёт чашку в руки.
Воспитатель указывает на её руки.
Что это? (это руки)
Они Олины помощники. Что они делают? (берут чашку в руки)
Правильно, они помогают Оле пить чай. (Далее воспитатель заостряет внимание детей, как Оля берёт расчёску в руки).
Что Олины руки делают? (расчёсывают волосы)
Как она расчёсывает волосы? (Бережно, не спеша)
Затем, Оля умывает своё личико, используя фольклор: «Водичка,водичка…»
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Что бы глазки блестели,
Что бы щёчки горели,
Что б смеялся роток,
Что б кусался зубок!
Дети подражают Олиным действиям.
В конце игры воспитатель отмечает, что Олины руки, как и наши, могут
выполнять любые задания (одеваться, застёгивать пуговицы, вешать
одежду, мыть ручки и т. д.)
Авторская дидактическая игра
«Найди своё полотенчико»
Цель: закрепить знания о местонахождении своего полотенчика в
умывальной комнате.
Материал: зайка Лоло
Ход. К нам пришёл в гости зайка.
Он почему- то печальный.
Дети интересуются (Что случилось)
Зайка рассказывает, что его братья всегда умытые и чистые, и у каждого есть
свой полотенчик.
А у него нет.
Воспитатель с детьми помогают решить проблемную ситуацию.
Почему у зайки нет полотенчика?
Зайка объясняет, что не умеет умываться и мыть руки.
Сейчас наши дети тебя научат.
Ребята, используя фольклор: «Моем носик, моем щёчки…», имитируют приём умывания и вытирания рук полотенчиком.
Моем носик, моем щёчки
Маминого птенчика,
А на маленьком крючочке
Ждёт нас полотенчико.
Зайка доволен, что у него всё получилось.
Воспитатель убеждает зайку, что теперь и у него будет свой полотенчик.
Дети вручают зайке новый полотенчик.
Зайка благодарит детей и просит показать ему свои полотенчики.
Дети сопровождают зайку в умывальную комнату, где воспитатель
косвенно анализирует знания детей о местонахождении личного предмета
гигиены.
В конце игры воспитатель с детьми проводит физкультурную минутку : «Зайкасерый умывается…»
Зайка серый умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик,
Вымыл ротик,
Вытер сухо!