Лидия Подольская
Экологическая игра «Спаси планеты» для детей старшего дошкольного возраста
Экологическая игра для детей старшей группы детского сада «Спаси планету!»
Задачи: развитие навыков коллективного взаимодействия; создание ситуаций, требующих принятия самостоятельного решения; создание ситуаций, в которых появляется возможность подчеркнуть значимость личности каждого участника; формирование умений и навыков взаимодействия с природой; развитие навыков рефлексии.
Публикация «Экологическая игра „Спаси планеты“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Дидактические игры и пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В ходе игры участники попадают на «разрушенную планету». Для того чтобы восстановить её, необходимо узнать правила взаимодействия с природой и воссоздать карту мира. Когда очередное испытание пройдено, участники получают кусочек карты (пазл, на котором написаны правила. В конце игры из пазлов собирается большая карта мира. Игровая цель заключается в том, чтобы преодолеть препятствия и собрать как можно больше пазлов.
Материал: семена растений, камушки, плакаты растений, цветные карандаши, бумага для рисования, набор картинок с изображениями живой и неживой природы, ложки, пластилин, картон, картина леса, картинки с изображением запрещающих знаков.
Этапы игры:
1. Организационно-ориентировочный.
Задачи: создание благоприятного микроклимата в детской группе, преодоление коммуникативных барьеров, сплочение, согласованность действий.
2. Основная часть (игровая). Игры, направленные на развитие идентификации и эмпатии к объектам природного мира.
Задачи: формирование экологических установок, умений и навыков взаимодействия с природой.
3. Заключительная часть.
Задача: закрепление полученных знаний во время игры.
Этап 1.
В актовый зал приглашаются участники, все становятся в круг.
Психогимнастика.
Упражнение «Поздороваться друг с другом» (за руку, коленками и т. д.).
Упражнение «Льёт дождь» (по ладони хлопать одним пальцем, затем двумя, тремя, четырьмя, ладонью — «пошёл ливень»).
Ведущий (В.). Сегодня мы с вами отправимся в большое космическое путешествие. Цель нашей экспедиции — планета Земля. Нами получен сигнал, что там случилась беда. Вам необходимо исследовать планету, собрать доступную информацию о ней, установить контакт с той формой жизни, которую вы там обнаружите. Для того чтобы не потеряться, нужно получить метку своей команды — рисунок или наклейку на руку. (Может играть одна или несколько команд.)
Капитаны, возьмите конверты с заданиями и картой маршрута, по которому будете следовать. На каждой остановке после успешного выполнения задания вы получите часть карты с правилами спасения планеты Земля.
Соблюдайте правила движения:
• Следовать строго по маршруту!
• Не бежать!
• Не шуметь!
• Помогать товарищу!
Итак, в путь!
Этап 2.
Остановка «Луг».
Задачи: уточнять представления детей о разнообразии растений и насекомых луга; воспитывать уважение к родной природе, желание беречь и защищать природные богатства.
Ведущий передаё т капитану письмо: «На этом лугу росли красивые цветы, они сплошным ковром покрывали землю. Но однажды пришли люди. Они бегали, топтали траву, вырывали цветы с корнями, увозили их в огромных букетах. Так продолжалось очень долго, пока все цветы не были сорваны, а последняя травинка не растоптана. Затем погибли все жуки и бабочки, улетели птицы. Луг почти погиб. Спасите его!»
Ведущий даёт задание спасти луг — нарисовать цветы, траву, бабочек, жуков. Дети рисуют, затем получают часть карты с правилами:
• Не лови насекомых!
• Не рви цветы в природе!
• Старайся ходить по тропам осторожно!
Остановка «Лес».
Задачи: прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растёт и живёт.
В. В лесу случился пожар! Надо спасти оставшихся животных! Для этого найдите среди всех картинок изображения животных и на ложке донесите их до корзины.
После выполнения задания дети получают часть карты с правилами:
• Не жги костры!
• Не оставляй после себя мусор!
• Не лови диких животных, не уноси их домой!
Остановка «Деревья».
Задача: учить детей бережно относиться к деревьям.
В. Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, которые растут в нашей стране. Если растут, хлопайте в ладоши, если нет — не хлопайте. (Яблоня, груша, саксаул, берёза, лимон и т. д.)
А вот, смотрите, кто-то порезал кору деревьев, они болеют. Спасти их можно волшебной замазкой. Ваше задание — замазать пластилином раны на деревьях и сделать из него листочки.
После выполнения задания дети получают часть карты с правилами:
• Не ломай ветки деревьев!
• Не повреждай кору деревьев!
Этап 3.
Остановка «Природа и человек».
Задачи: закрепить с детьми необходимость бережного отношения к природе ради блага всего живого на Земле; показать, что природа — основной источник достатка и благополучия людей, что всё в природе взаимосвязано.
В. Три клада у Природы есть:
вода, земля и воздух — три её основы.
Какая бы ни грянула беда — целы они —
Всё возродится снова.
С. Викулов
Вот и закончилось наше путешествие по планете Земля. Вы выполнили все задания и узнали, как спасти эту планету. Молодцы!
Дети собирают из частей карту мира. Подводятся итоги игры.