Гопкало Людмила Ивановна
Опыт работы «Нетрадиционные игры для развития сенсомоторных навыков и мелкой моторики рук дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская разработка : «Нетрадиционные игры
на развитие сенсомоторных навыков
и мелкой моторики рук
для детей дошкольного возраста»
Автор и изготовитель игр: Гопкало Людмила Ивановна,
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №150»,
Ленинского района, г. Саратова
Игра «Ёжик»
Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные игры для развития сенсомоторных навыков и мелкой моторики рук дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Цель: - развивать внимание, мелкую моторику пальцев, познавательную активность; умение принимать воображаемую игровую ситуацию.
Описание игры :
Рассказываю детям о ёжиках, которые дома заигрались и вышли на прогулку без одежды-иголочек, тут-то они и поняли: почему им так неуютно на прогулке. Предлагаю детям оказать помощь ёжикам, чтобы они не расстраивались. Кладу в центре стола изображения ёжиков из силиконовой доски. Детям предлагается дополнить туловища ёжиков иголками, они путём прикладывания к основному туловищу, располагают иголки по всему туловищу ёжика. Непременное условие – чувство ритма, т. е. использование в определенной последовательности зелёных и синих прищепок-иголочек.
Игра «Встречаем солнышко».
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук.
Описание игры :
Кладу в центре стола изображение солнца из силиконовой доски. Детям предлагается украсить солнышко, они путём прикладывания к основному солнышку, располагают лучики по кругу. Непременное условие – чувство ритма, т. е. использование в определенной последовательности желтых и оранжевых прищепок-лучиков.
Игра «Алфавит»
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук. Закрепление знаний букв русского алфавита.
Изготовление игры :
Необходимо изготовить диск (из силиконовой доски) и наклеить на него рисунки с начальными буквами алфавита. Также понадобятся деревянные прищепки с наклеенными на них всеми поочередно буквами алфавита.
Описание игры :
Дети выбирают картинку на диске, определяют на какую букву начинается данная картинка, затем находят необходимую букву на прищепка и прищепляют ее к картинке. После этого дети рассказывают, что или кто изображен на картинке и дают краткую характеристику выбранному персонажу.
Игра «Карточки». Многофункциональная.
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук. Закрепление знаний букв русского алфавита, чтение и разбор слова по слогам.
Изготовление игры :
Необходимо изготовить большое количество картонных карточек и наклеить на них рисунки животных птиц, насекомых с начальными буквами алфавита и с буквами алфавита в середине и в конце слова. Также понадобятся деревянные прищепки с наклеенными на них всеми буквами алфавита, по несколько прищепок с одинаковыми буквами.
Описание игры :
Дети выбирают карточку, определяют на какую букву начинается данная картинка, затем находят необходимую букву на прищепке и прищепляют ее к картинке, определив. Где данная буква находится в слове: в начале, середине или в конце слова. После этого дети дают краткую характеристику выбранному персонажу.
Игра «Калейдоскоп»
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук. Закрепление цвета.
Изготовление игры :
Необходимо изготовить диск (из силиконовой доски) и наклеить на него кружочки из картона разных цветов, по кругу. Также понадобятся деревянные прищепки с наклеенными на них кружочками, с идентичными на диске цветов картона.
Игра «Угости друга»
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук. Расширение кругозора.
Изготовление игры :
Необходимо изготовить диск (из силиконовой доски) и наклеить на него разные овощи, фрукты, то, что едят и любят те животные, птицы и насекомые, картинки которых будут приклеены к деревянным прищепкам.
Описание игры :
В ходе игры дети рассказывают о выбранном друге все, что знают и также узнают, что-то новое.
Игра «Посчитай-ка!» (1)
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук. Закрепление счета.
Изготовление игры :
Необходимо изготовить диск (из силиконовой доски) и наклеить на него картинки в количестве предметов от одного до десяти-двенадцати. Также понадобятся деревянные прищепки с наклеенными на них цифрами от 1 до 10-12.
Игра «Посчитай-ка!» (2)
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук. Закрепление счета.
Изготовление игры :
Необходимо изготовить диск (из силиконовой доски) и нарисовать на нем в каждом секторе кружечки от 1 до 10-12. Также понадобятся деревянные прищепки с наклеенными на них цифрами от 1 до 10-12.
Игра «Посчитай-ка!» (3)
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук. Закрепление счета.
Изготовление игры :
Необходимо изготовить диск (из силиконовой доски) и нарисовать на нем в каждом секторе кружечки от 1 до 5. Также понадобятся деревянные прищепки с наклеенными на них цифрами от 1 до 5.
Игра «Посчитай-ка!» (4)
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук. Закрепление счета и «сложения», «вычитания», «равно».
Изготовление игры :
Необходимо изготовить диск (из силиконовой доски) и нарисовать на нем в каждом секторе кружечки от 1 до 10-12. Также понадобятся деревянные прищепки с наклеенными на них цифрами от 1 до 10-12 и два кубика из игры ходилочки.
Игра «Посчитай-ка!» (5) Многофункциональная.
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук, речь. Закрепление счета, «сложения», «вычитания», «равно».
Изготовление игры :
Необходимо изготовить большое количество картонных карточек и наклеить на них рисунки животных птиц, насекомых, игрушки, детей и т. д. Также понадобятся деревянные прищепки с наклеенными на них цифрами от 1 до 10 и знаками «больше», «меньше», «равно», по несколько прищепок с одинаковыми цифрами и знаками.
Описание игры :
Дети выбирают карточку, определяют, сколько на ней предметов слева и справа и прищепляют необходимые знаки, в первом варианте; во втором варианте прищепляют прищепку с соответствующими цифрами. После этого дети дают краткую характеристику выбранным персонажам на карточках.
Игра «Посчитай-ка!» (6)
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук. Закрепление счета.
Изготовление игры :
Необходимо изготовить диск (из доски) и просверлить в ней, в каждом секторе кружечки от 1 до 12. Также понадобятся деревянные строительные дюбеля. В количестве, полученной путем сложенной суммы, равной всем дырочкам во всех12 секторах.
Игра «Посчитай-ка!» (7)
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук. Закрепление счета.
Изготовление игры :
Необходимо взять 10 кубиков-мякишей, также понадобятся различные пуговицы и нитки с иголкой. На каждый кубик необходимо пришить пуговицы, начиная с 1 до 10.
Описание игры :
Дети смогут складывать, вычитать, находить ответы, на примере пуговиц, пришитых к кубикам. Такое увлекательное занятие кубиками без труда научит ребенка математическим действия.
Игра «Лабиринт-водилочка»
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук, речь.
Необходима деревянная доска с нанесенными, на нее, путем углубления стамеской дорожек. Также понадобятся различные шарики маленького размера.
Описание игры :
Дети, проходя по лабиринту, прокатывают шарики, посещая и приветствуя всех встретившихся на их пути персонажей. Читают стихи про каждого персонажа.
Игры «Мы сажаем огород», «Мы в лесу», «Сажаем клумбу», «Собираем урожай», «Букет для мамочки». (Вариативная игра).
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук, речь.
Изготовление игры :
Необходимы: разнообразные цветочки, листочки, грибочки, ягоды, из фетра, которые приклеены к коктельным трубочкам; корзиночки; деревянная доска с просверленными в ней дырочками.
Описание игры :
Дети в дырочки вставляют имеющиеся атрибуты для игры, на трубочках, складывают урожай в корзиночки и подсчитывают, сколько они собрали или посадили атрибутов игры. Читают стихи про каждый атрибут.
Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого. Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки – из пробок от пластмассовых бутылок и мозаики – необходимо просверлить в центре каждой из них дырочку, старых бус, разрезанные старые фломастеры и другое.
Игры со шнурками и ленточками
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук, речь.
Изготовление игры :
Вам понадобятся разноцветные шнурки или ленточки, а также решеточки.
Описание игры :
Предложите детям вставлять ленточки в окошки - дорожки, устроив соревнования: кто быстрее, красивее и аккуратнее выполнит задание.
Игры со Златовлаской и Рапунцель.
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук, речь.
Изготовление игры :
Необходимо взять картонную или железную коробку в форме цилиндра или тубу, просверлить отверстия и в них вставить большое количество разноцветных шнурков (по 3 шнурка в каждое отверстие).
Описание игры :
Детям предлагается заплести косы нашим гостьям. Можно использовать классическое плетение либо разнообразные скручивания. Это одно из любимых и увлекательных пособий для детей, поскольку дети самостоятельно придумывали имена нашим вновь прибывшим гостьям, хотя это и было уже достаточно давно.
Плетение из шнурков тычинок у сказочных цветов.
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук, речь.
Изготовление игры :
Вам понадобятся разноцветные шнурки, силиконовые доски и ножницы. Описание игры :
Дошколята должны изготовить различные узоры из различного количества шнурков, по выбору и по желанию.
Игра «Мышки»
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук, речь.
Изготовление игры :
Вам понадобятся небольшие игрушки, деревянные палочки и ленточки. Пришейте к игрушкам ленточки и прикрепите последние к палочкам.
Описание игры :
Предложите детям раскрутить ленточки на всю длину, устроив соревнования: кто быстрее, красивее и аккуратнее выполнит задание для возвращения мышат в исходное положение. Затем дети, все вместе произносят слова:
Мышки весело играли,
Свои хвостики искали.
Раз, два, три,
Ну-ка, помоги!
Игра продолжается до трех раз.
Игры с баночками и коробочками
1. Приготовьте несколько картонных коробок с приклеенными к ним горлышками от баночек и ёмкостей (предварительно хорошо помыв, от питьевых йогуртов, от лекарств и витаминов, от кремов и т. д.) разных по форме и размеру, с крышками. Предложите ребенку открыть все крышки-домики, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.
2. А можно усложнить игру: сначала ребенку необходимо отгадать, кто лишний или, что объединяет все картинки на крышках, а после открывания каждой крышки вспомнить стихотворение про увиденного им персонажа. В заключение игры необходимо вспомнить, кого дети видели под крышками (т. е. в домиках, а также, кого видели и запомнили на крышках, сверху.
3. Также коробка с крышками может быть объединена единым сюжетом и ребенку необходимо построить логическую цепочку по мере открывания каждой крышки. Причем, необходимо ответить, глядя на картинку на крышке, что или кто, может быть внутри?
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук, речь.
Изготовление игры :
Для игры вам понадобится набор из четырех кубиков разного цвета. Подберите небольшие игрушки, которые смогли бы уместиться в кубиках. Для этой цели я сшила разноцветных мышат.
Описание игры :
Предлагаю детям отгадать – кто где живет? Спрашивая, почему они так решили? Сколько домиков? Сколько мышат? Чего больше или меньше? Опишите каждого жителя, в каждом домике.
Игра «Бусинки в домиках»
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук, речь.
Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» тесто для лепки разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте детям бусины и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т. д.
Игра «Разноцветные клубочки».
Цель: развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно.
Изготовление игры :
Вам потребуютс тейнисные шарики, цветная пряжа и крючок для взания. Тейнисные шарики обвязать крючком, имеющимися нитками и после того, как шарик обвязан необходимо связать, не отрывая нитку от изделия, длинную верёвочку-шнурочек, примерно 80 см.
Игра «Выложи фигуры (буквы) из палочек»
Цель: Развитие тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносящих движений рук.
Описание игры :
Предложите детям выложить из счетных палочек простые фигурки – квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенку и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности: поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу, выполнение по памяти.
Игра «Выложи фигуры, башни из брусочков»
Цель:Развитие тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносящих движений рук.
Описание игры :
Предложите детям выложить из деревянных брусочков простые фигурки – квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенку, башенку, домики и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности: поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу, выполнение по памяти.
Сортировка пуговиц
Когда дети овладеют навыками сортировки предметов по цвету, повысьте сложность задания и дайте им пуговицы разных форм, цветов и размеров.
Предложите разложить пуговицы на группы по определённому атрибуту. Например, в одну кучку он может сложить синие пуговицы или же отобрать только квадратные.
У вас будет возможность учить детей принципам последовательности, положив рядом две похожие пуговицы и попросив их выбрать третью пуговицу со сходными признаками. Пусть вас не беспокоит, если дети не сразу полностью поймут, что такое последовательность. В таком случае остановите игру и объясните им значение нового для них слова, после чего продолжите игру.
Следующий вид игр- это…
Игры с песком, крупами, бусинками, камешками и другими сыпучими материалами.
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук, речь.
Описание игры :Пересыпание между ладошками, перекладывание пальчиками из одной емкости в другую, сортировка по цвету, форме, насыпание в пластиковую бутылку с узким/широким горлышком и т. д.
Игра «Золушка».
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук, речь.
Описание игры : Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, фасоль, перловка). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
Игра «Фасолинка» (1)
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук, речь.
Вам понадобятся: подносы, фасоль, небольшие презенты для поощрения детей.
Описание игры :Предложите детям взять 1-ну фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным и увидите, что деткам это выполнить очень трудно! Ну, а если Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика ребенка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела!
Игра «Фасолинка» (2). «Выкладывание картины»
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук, речь.
Вам понадобятся: подносы, фасоль разного цвета, желательно зеленая чечевица.
Описание игры :Предложите детям из имеющегося материала выложить картину. Сначала сюжет картины - по желанию ребенка, позже по заданию психолога.
Игры с шариками и мячиками.
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, речь.
Необходимо запастись большим количеством шариков и мячиков из различного материала (резиновые, пластмассовые, тканевые, селиконовые и т. д., а также наполненные различными материалами. Данные предметы, в том числе, обладают функцией антистресса.
Игры с песком
Игра «Песочница» (1)
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие психических процессов, массаж пальцев.
Вам понадобятся подносы, любая крупа или пропаренный песок.
Описание игры :
Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу или песок. Проведите пальцем по крупе. Получится контрастная линия. Предложите детям нарисовать какие-либо предметы (забор, дождик, солнце, облака, волны, буквы, геометрические фигуры и т. д.). Такое рисование способствует обогащению эмоционального фона дошкольников.
Игра «Юнгианская песочница» (2)
Тайна песка в том, что он раскрывает все тайны. По мнению Г. Юнга «Часто руки знают то, над чем тщетно бьется разум»
Основные цели и задачи: формирование творческого потенциала, способность понимать свои чувства и конструктивно их выражать; развитие творческого мышления, исследовательского интереса, познавательной активности, развитие сенсомоторных навыков.
1. релаксация, снятие мышечной напряжённости;
2. развитие зрительно-пространственной ориентировки;
3. концентрация внимания, памяти;
4. развитие логики и речи;
5. стабилизация эмоционального состояния;
6. развитие творческих (креативных) способностей;
7. формирование позитивной коммуникации.
развитие мелкой моторики рук, развитие психических процессов, массаж пальцев.
Изготовление игры :
Для организации данной песочницы мы, конечно же, самостоятельно изготовили песочницу из дерева, покрасили ее, соблюдая все стандартные параметры и конечно же купили сам песок. Этот материал приятен на ощупь, он достаточно сыпучий, мягкий и «струящийся», как обычный влажный песок. С другой стороны, живой песок достаточно пластичен, и из него можно лепить разнообразные фигурки, почти как из пластилина. Хранится в открытой емкости, во время игры его можно высыпать в тазик, глубокий поднос или специальный контейнер. Его не нужно увлажнять, чтобы он сохранял вязкую структуру, то есть, грязи в помещении не будет. Вместе с тем, консистенция песка позволяет работать с ним в пределах игровой зоны – он не будет рассыпаться по всему кабинету.
Описание игр:
Песочные игры универсальны. Вот такие игры и упражнения с песком, я использую в работе с детьми : «Учимся считать», «Карта сокровищ», «Отгадай загадку», «Веселая ферма», «Необыкновенные следы», «Найди отличие», "Волшебные превращения", "Цветные острова" (подгрупповая).
Упражнения: "Песочный дождик", "Необыкновенные следы», "Змейки",
“Разговор с руками”.
Геометрический планшет «Геометрик».
Цель: В процессе разнообразных игр с геометрическим планшетом развивается мелкая моторика, фантазия, логика, пространственное восприятие, способность к концентрации внимания, усидчивость, дошкольники знакомятся с геометрическими фигурами, учатся действовать по образцу и самостоятельно конструировать. Уникальная методика «рисования резиночками» даст детям возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно, наладит связь между живым объектом и его схематичным изображением,
развивая абстрактное мышление, воображение, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.
Изготовление игры : Пособие выполнено из деревянной доски. Вся поверхность разделена на сектора при помощи силовых кнопок. Играть могут одновременно от 1 до 4 человек.
Описание игры :
Детям даются разноцветные канцелярские резиночки с помощью которых они изображают различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Игра «Геоконт»; Малый «Геоконтик».
Рекомендованный возраст: 3-7 лет
Цель: различение цветов радуги; освоение названий и структуры геометрических фигур, их размер; умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры, ориентироваться в пространстве; умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу; развивать воображение, творческие способности, пальцевую и кистевую моторику рук.
Изготовление игры :
Вам понадобится доска или фанера, маркер, линека и простой карандаш, силовые кнопки, резинки разных цветов. Геоконт изготовлен мною самостоятельно и представляет собой квадратное поле из деревянной доски, на которую нанесена координатная сетка: из центра выходит 8 лучей, на каждом отмечены 4 точки. Лучи обозначены буквами, точки на лучах - цифрами. В точках установлены разноцветные пластмассовые гвоздики.
Игра состоит в создании различных фигур с помощью разноцветных резиночек, которые натягиваются на гвоздики. Дети можут создавать фигуры по образцу или придумывать свои схемы.
Игра знакомит с системой координат. Каждый луч обозначен буквой в соответствии с цветом: «Б», «К», «О», «З», «Г», «С», «Ф». И каждый гвоздик в луче имеет номер 1, 2, 3 или 4. Значит, каждому гвоздику можно дать имя. Например «О1» или «З4». Можно предложить детям создать фигуру на геоконте по шифру: вы называете координаты гвоздиков, а дети надевают на них резинки и получают рисунок.
Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом.
Сегодня я познакомила вас лишь с малой частью пособий для развития сенсомоторных навыков, которые Вы можете сделать своими руками. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с детьми, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть дети находятся в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это их не утомит. Чем непринужденнее будет обучение в игре, тем легче и быстрее будет проходить развитие дошколят. Побуждайте их к игре, насколько возможно, играйте с ребятишками в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и воспитанниками.
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например, «Как интересно!», «Вот здорово!», «Давайте помогу!», «Красота!», «Молодцы!», «Умнички!», «Шикарно!», «Замечательно!» и т. д.
Помните, чтобы вы не создавали вместе с детьми, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте занятия не только в хорошем настроении детей, но и Вашем отличном настроении. Удачи вам и успехов!