Зоя Бойцова
Проект «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
Описание проекта : Очень важной частью работы по развитию речи и мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Публикация «Проект „Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель проекта : развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи проекта :
-Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
-Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия;
-Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
-Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Достигнутые результаты:
-Развитие коммуникативных отношений.
-Развитие координации движений.
-Повышение интереса малышей к пальчиковым играм,
- Увеличение словарного запаса детей
• Укрепление психического и физического здоровья детей
• Развитие творческих способностей.
• Умение соотносить действия с текстом.
• Заинтересованность родителей в развитии мелкой моторики рук детей.
Социальная значимость проекта :
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». В настоящее время такими учеными как Г. А. Каше, Е. И. Исенина, М. М. Кольцова и др. уже доказана взаимосвязь речи и деятельности рук, что в свою очередь положительно влияет на развитие : «если движения пальцев развиты хорошо, то, соответственно, и речь ребенка будет хорошей».
Как говорил В. А. Сухомлинский : «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста заниматься развитием мелкой моторики, потому что оно является условием и речевого развития. Мелкая моторика влияет и на навыки письма, которое требует как работы всей руки, так и мелких мышц кисти. Нужно отметить, что главной задачей в дошкольном учреждении является не обучение письму, а подготовка ребенка к письму, что непосредственно связано с развитием мелкой моторики.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта :
Приобретение и изготовление дидактических пособий,игр.
Работа с детьми - беседы, дидактические игры, словесные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.
Работа с родителями - мастер-класс, сообщения, консультации.
Мастер - класс для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Сообщение на родительском собрании на тему: «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».
В рамках деятельности «Коворкинг-центр» (образовательный) мастер – класс по украшению пряников от мамы воспитанника Пенкина Павла.
Охват проекта :
дети младшего дошкольного возраста, родители
временные ресурсы- один год
ПЛАН ПРОЕКТА
Месяц, тема Содержание работы
Сентябрь
«Осень» Д/игра «Собери листочек» (разрезная картинка из 4 частей)
Игровое упражнение «Листопад» (лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки)
Пальчиковые игры : «Мы листики осенние», «Дерево»
Д/игра «Дождик» (изображение прямых горизонтальных линий)
Игры с массажным мячом
Консультации для родителей по развитию мелкой моторики
Оформление центра развития мелкой моторики
Шнуровка
Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из макарон)
Октябрь
«Овощи,фрукты» Родительское собрание «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».
Пальчиковые игры : «Заготовим капусту»,”Мы делили апельсин”
Пластилинография “Яблоки на яблоне”
Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь)
Пальчиковый театр “Репка”
Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование овощей на песке пальцем)
Игры с массажным мячом
Д/игра «Веселые прищепки»
Рисование овощей пальчиками, используя гуашь
Игры с мозаикой
Ноябрь
«Профессии» Игровое упражнение «Я катаю» (массаж ладоней, пальцев рук)
Д/игра «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семечек)
Игры конструктором
Пальчиковые игры : «Пилот», «Повар»
Шнуровка
Д/игра «Мы - строители» (выкладывание домика из счетных палочек»
Д/игра «Шофер» (собрать машину из геометрических фигур)
Игровое упражнение «Сварим суп» (сортировка белой и красной фасоли)
Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из пуговиц)
Декабрь
«Зима,
Новый год» Игры с массажным мячом
Игровое упражнение «Лепим снежки» (скатать кусочки ваты в комочки)
Пальчиковые игры «Снежок», «Зимние забавы», «Елочка»
Пластилинография “Снеговик”,”Ёлочка”
Мягкие пазлы
Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги)
Игры с мозаикой
Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками)
Январь “Животные”
Игры со строительным материалом
Д/игра «Собери животного» (разрезная картинка из 6 частей)
Игровое упражнение «Деревянные пазлы»
Пальчиковый театр «Колобок»
Д/игра «Веселые прищепки»
Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем)
Д/игра «Ёлочка” (выкладывание ёлочки из счетных палочек»
Игровое упражнение «Я катаю карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук)
Февраль ПДД Пальчиковые игры : «Транспорт», «Пешеходный переход», «Пароход»
Игровое упражнение «Выставка машин» (выкладывание машин из мозаики по образцу)
Д/игра «Наш друг - светофорик» (нанизывание бусин красного, желтого и зеленого цвета на проволоку)
Аппликация «Подарок папе»
Мастер - класс для родителей
Пальчиковый театр «Теремок»
Шнуровка
Раскраски
Март
«Мамин день» Д/игра «Веселые прищепки»
Игровое упражнение «Поможем маме» (собрать бусины с коврика)
Д/игра «Разложим по коробочкам» (разобрать бусины по цвету и разложить по коробочкам)
Пальчиковая гимнастика «Наши мамы»
Д/игра «Цветы для мамы» (выкладывание цветов по контуру цветным рисом)
Игровое упражнение «Деревянные пазлы»
Игровое упражнение «Сушим белье» (навешивание прищепок на веревку)
Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник».
Апрель
«Весна» Игровое упражнение «Я катаю карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук)
Д/игра «Солнце светит» (прикрепить прищепки вокруг круга)
Д\ игра «Мозаика» (крупная мозаика)
Игровое упражнение «Волшебный клубочек покажет дорогу весне» (смотать и размотать клубок)
Пальчиковые игры : «Лужица», «Кап-кап»
Игровое упражнение «Волшебный песок»
«Коворкинг-центр» (образовательный) мастер – класс от мамы воспитанника Пенкина Павла.
Игры с мозаикой
Май
«Насекомые» Пальчиковые игры : «Пчела», «Улитка»
Игровое упражнение «Гусеница ползет» (выкладывание из пуговиц)
Игры с массажным мячом
Учить детей одевать и раздевать кукол.
Д/игра «Украсим крылья бабочки» (шаблоны бабочки из картона, украсить пластилином)
Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).
Выкладывание узора с помощью математического набора. (Бабочка)
Выставка рисунков, поделок из пластилина «Умелые пальчики»
Перечень используемой литературы:
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: Рипол классик, 2008;
2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
7)О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год)
8)С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);
9) А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая. Подготовка наглядного материала:
10) Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
-