Елена Антипова
Нетрадиционные игры и упражнения для развития мелкой моторики для детей среднего и старшего возраста в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
По словам В. А. Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Развивая руку ребенка, мы развиваем его мозг. Центры мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики руки, расположены очень близко и тесно взаимодействуют друг с другом.
Многие ученые и исследователи детской речи считают, что движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Публикация «Нетрадиционные игры и упражнения для развития мелкой моторики для детей среднего и старшего возраста в логопедической группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Мелкая моторика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Имея опыт работы в логопедических группах, с детьми с ОНР, мы наблюдали, характерную для данной категории детей, моторную неловкость рук во время учебной, игровой деятельности и в режимных моментах: нарушена точность и скорость выполнения движений. Особую сложность представляет для них расстегивание и застегивание пуговиц, а также шнуровка ботинок. Многие дети не любят рисовать, с трудом держат карандаш, поэтому рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, контур предметов нечеткий. Им бывает трудно собрать детали конструктора после игры, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Выполнение заданий по лепке и аппликации, также вызывают у них затруднения.
Уровень развития моторики рук является одним из показателей готовности к школьному обучению, так как имеющиеся нарушения мелкой моторики могут создать трудности в овладении письмом, привести к возникновению негативного отношения к учебе и к осложнениям в период адаптации.
Таким образом, работа по развитию моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу, и поэтому мы уделяем особое внимание по данной проблеме.
Как и многие педагоги для развития мелкой моторики, мы используем, как традиционные, так и нетрадиционные приемы, разработанные нами самостоятельно.
Для того чтобы разнообразить детскую деятельность и стимулировать речевое развитие у наших воспитанников, мы изготовили яркие пособия, которые способствуют не только развитию ловких, скоординированных движений кистей и пальцев рук, но и вызывают стойкий интерес у детей к предлагаемым упражнениям и играм с речевым сопровождением.
Данные пособия используются нами на занятиях, в совместной деятельности воспитателя с детьми, например, во время закрепления специальных заданий логопеда и в самостоятельной деятельности детей.
Развивающее многофункциональное пособие «Подушки»- фигурки из фетра прикрепляются к подушкам с помощью кнопок и липучек и пуговиц. Используются во время закрепления знаний по лексическим темам: «овощи», «фрукты», «морские обитатели», «цветы». Ребенок пристегивает и отстегивает фигурки, выполняя задания: Собери овощи и фрукты в корзинку», «Отгадай по описанию», «Назови ласково», «Чего не стало» и т. д. Используется в совместной деятельности с воспитателями и на занятиях логопеда. Такие игры можно использовать в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.