Марина Филимонихина
Сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 Дзержинского района Волгограда»
Авторская работа
«Сопровождение родителей,
воспитывающих детей с ОВЗ»
Разработала:
Старший воспитатель
Филимонихина М. А.
Волгоград
Психолого-педагогическое сопровождение родителей,
воспитывающих детей с ОВЗ
Публикация «Сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. В этих условиях неизмеримо возрастает роль семьи.
Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требует особого сопровождения, которое должны обеспечить специалисты ДОУ.
Главной целью помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, является выработка активной родительской позиции в процессе адаптации ребенка.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
-сформировать мотивацию к такому участию;
-научить родителей нести свою долю ответственности за ход процесса реабилитации;
-научить эффективным способам взаимодействия с ребенком;
-вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
-обучить навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях;
-сформировать адекватную самооценку.
Для реализации этих задач особенно важна согласованная работа различных специалистов для обеспечения комплексной помощи родителям.
Система работы с родителями включает следующие этапы.
Первый этап
Первичная диагностика ребенка и его семьи
Диагностика – это организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия и индивидуальных особенностей каждого члена семьи.
Задачи данного этапа:
1. Диагностическое сопровождение ребёнка и его семьи.
2. Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребёнка.
3. Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений психического развития.
4. Определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик.
На этом этапе происходит первое знакомство родителей со специалистом (психологом, дефектологом, логопедом, который в дальнейшем будет проводить коррекционные мероприятия. Результаты диагностики важно преподнести родителям не как диагноз, а как оценку положения дел на сегодняшний день. Если специалист не просто выносит вердикт, а привлекает родителей к диагностике («посмотрите, как малыш хорошо справился» или «это пока не получается», то родители меньше проявляют реакций сопротивления, когда результаты диагностики не слишком радужные.
На первом этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе реабилитации. Для этого можно использовать следующие приемы при обсуждении результатов диагностики:
-информировать родителей о состоянии ребенка с позиций особой гибкости детской психики и компенсаторных возможностях возраста, подчеркивая важность раннего начала реабилитации;
-объяснить значение их работы с ребенком в домашних условиях для выработки бытовых навыков;
-показать, что перспективы развития ребенка – это также и перспективы развития возможностей мамы и семьи в целом;
-помочь осознанию необходимости восстановления нарушенных функций ребенка для выживания в период, когда они не будут в состоянии оказывать помощь;
-рассказать об опыте других семей в таком положении, привести примеры, когда активность и сила воли родителей способствовали восстановлению, даже при неблагоприятном медицинском прогнозе.
На данном этапе используются следующие методы:
1. Ознакомительная беседа выявляет особенности психологического состояния близкого взрослого, наличие желания сотрудничать с педагогом; трудности, с которыми сталкиваются родители в процессе ухода за своим ребенком, отношение к ребенку. На основе этих сведений складываются представления педагога о возможностях и готовности близких ребенку взрослых включиться в комплекс мероприятий.
2. Анкетирование родителей позволяет специалисту получить анамнестические сведения о ребенке, об особенностях его развития и воспитания в семье, выявить позицию взрослого по отношению к больному ребенку, ожидаемую помощь от специалистов и др. Все эти сведения нужны для оценки потенциала близких, и прежде всего, матери в предстоящей работе.
3. Наблюдение за взаимодействием матери с ребенком, позволяющее изучить особенности ее сотрудничества с ребенком, зафиксировать поведение ребенка в процессе общения с матерью: наличие интереса к совместной деятельности, эмоциональные проявления, возможность включаться в игровую ситуацию и др.
Полученные сведения в дальнейшем анализируются педагогом, на их основе планируется тактика педагогической помощи как ребенку, так и матери через проведение серии коррекционных занятий с ребенком и обучение матери специальным приемам восстановления его психических возможностей.
Второй этап
Психологическая, коррекционно-педагогическая помощь семье
Задачи данного этапа следующие:
1. Гармонизация детско-родительских отношений, коррекция неадекватных реакций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, обучение родителей психологическим приемам саморегуляции.
2. Формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ОВЗ.
3. Знакомство родителей с приемами коррекционной работы.
Вся работа проводится на основе разработанной программы индивидуального сопровождения ребенка.
Формы участия родителей на данном этапе могут быть следующие:
. Наглядно-информационные:
1. Использование информационных стендов для родителей, папок-передвижек, брошюр, памяток, помогающих родителям узнать информацию о детском саде.
2. Тематические выставки литературы, фото, детских работ, игрушек, способствующих развитию ребенка в домашней обстановке.
3. Создание библиотеки интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиоматериалов, которыми родители могли бы пользоваться.
4. Размещение информации на сайте учреждения.
. Познавательные и досуговые
1. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей, на которых родители осваивают формы правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком. Обсуждая результаты коррекционной работы важно радоваться успехам ребенка, говорить о вкладе родителей в успех, объяснять причины неудач. Это стимулирует родителей. Также совместные занятия позволяют привести в соответствие возможности ребенка и уровень требований к нему.
2. Просветительская работа через консультации, беседы.
Важно ориентировать усилия родителей на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка, на значимость систематических занятий в условиях семьи.
3. Лекции для родителей, цель которых:
-познакомить родителей с этапами психического развития ребенка;
-познакомить с принципами, методами воспитания и обучения, организацией предметно–развивающего пространства для ребенка в семье;
-познакомить с условиями реабилитации, ухода за ребенком дома;
-познакомить с закономерностями аномального развития.
В процессе лекций очень эффективно использовать видеосъемки, фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми, специалистами, демонстрировать развивающие упражнения.
4. Тренинги для родителей детей с ОВЗ, в ходе которых решаются следующие задачи:
-снятие чувства вины родителей;
-повышение самооценки участников, самопознание;
-развитие понимания родителями своего ребенка;
-повышение компетентности родителей в общении с детьми.
Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы.
5. Дни открытых дверей позволяют родителям понаблюдать за работой специалистов детского сада.
6. Семинары-практикумы с применением презентаций для лучшего усвоения и запоминания материала, на которых родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
7. Деловые игры, круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
8. Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.
9. Проведение совместных праздников, экскурсий, развлечений, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком.
10. «Почтовый ящик» для организации обратной связи с родителями, куда они помещают свои отзывы, предложения, предлагают темы родительских собраний, семинаров.
11. Совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке, где родители и педагоги фиксируют свои наблюдения с целью выявления динамики развития ребенка.
12. Виртуальное общение с родителями через Интернет.
13. Реализация совместных проектов («Безопасный дом», «Книжки для малышки»).
14. Педагогические советы с участием родителей привлекают их к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
15. Конференции с родителями, на которых в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывают их, обсуждают успехи детей, делятся своими идеями и проблемами.
16. Дежурства, в ходе которых родители не вмешиваются в педагогический процесс, а свои идеи или замечания они могут высказать или записать в специальную тетрадь.
17. Первые визиты в детский сад перед тем, как ребенок начнет посещать детский сад с целью знакомства с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
18. Формы письменного общения - еженедельные записки, адресованные непосредственно родителям, сообщающие семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях.
19. Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим.
20. Клубная работа помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникающих с появлением ребенка с ограниченными возможностями:
- родители видят, что вокруг есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
- убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в
реабилитации ребенка ведет к успеху;
- видят важность раннего вмешательства;
- принимают объективную информацию без обещания «золотых гор», с описанием перспективы;
- понимают, что путь к цели будет трудным и долгим.
Третий этап
Итоговый
Задачи:
1. Повторное диагностическое обследование семьи.
2. Итоговое диагностическое обследование ребенка, оценка динамики изменений.
3. Анализ и обработка полученных в ходе диагностики данных.
4. Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения семьи и реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Результаты работы:
1. Формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
2. Появляется интерес родителей к работе ДОУ.
3. Повышается компетентность родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах.
4. Возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ.