Лучший педагог года

Педагогический совет «Развитие у детей звуковой культуры речи с учетом правильного произношения и культуры общения»

Оксана Вербицкая
Педагогический совет «Развитие у детей звуковой культуры речи с учетом правильного произношения и культуры общения»
▼ Скачать + Заказать документы

Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами. (В том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Иногда работа воспитателя по ЗКР отождествляется с работой логопеда по коррекции звукопроизношения. Но это только часть работы по ЗКР, воспитатель помогает овладеть правильным речевым дыханием, произношением, четкой дикцией, умением пользоваться голосом, говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Публикация «Педагогический совет „Развитие у детей звуковой культуры речи с учетом правильного произношения и культуры общения“» размещена в разделах

Воспитание ЗКР осуществляется одновременно с развитием других сторон речи : словаря, связной речи, грамматически правильной речи.

Задачи педагога по развитию ЗКР :

- воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах,

- воспитание правильного речевого дыхания,

- воспитание правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка (орфоэпия – литературное произношение – не че, а что)

- воспитание отчетливого произношения, нормального темпа речи,

- воспитание выразительности детской речи.

ЗКР формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель («таким образом», «так-так-так», «и дальше че»)

Игра «Поставь правильно ударение»

Игра «Склонение фамилий»

Этапы работы по воспитанию ЗКР:

1. От 1.5 до 3 лет.

Совершенствуется восприятие речи окружающих. (Пассивный словарь – принеси мне кубик… Активный словарь повторение за взрослым слов, лучше проговаривать новое слово несколько раз в сочетании с известными словами – курочка клюет, у нее клюв, у цыплят – клювики)

Звукопроизношение начинается в гласных звуков и простых согласных : м-п-б-в-ф. Легко дается звукоподражание (тук-тук, динь-дон)

2. От 3 до 4 лет.

Дети различают и произносят почти все звуки, кроме шипящих и сонорных (р,л, отрабатывают речевое дыхание, темп речи. Силу и высоту голоса. Начинается формирование фонетического и морфологического состава слова. Совершенствуется артикуляционный аппарат.

3. От 4 до 5 лет.

5-ый год – период речевой активности. В речи появляются предлоги, способны образовывать существительные при помощи суффиксов, глаголов – с помощью приставок.

4. От 5 до 6 лет

Основной упор на дифференциацию звуков, которые похожи (с-з, б-п, развивается фонематический слух (зайка-сайка).

5. От 6 до 7 лет

Дети осознают, что речь состоит из слов. Слова из слогов, слоги из звуков…

С одной стороны мы развиваем у детей фонематическое восприятие – умение воспринимать слово как единое целое и знать, что оно означает (с 1-ой младшей группы).

С другой стороны – фонематический слух – учим выделять в слове слоги и звуки (в старшем дошкольном возрасте).

Так или иначе, в старшем дошкольном возрасте дети учатся читать, т. е. знакомятся со звуками. Что такое звук? Это то, что нельзя осязать, мы его только слышим. Как же знакомить детей со звуками?

Существует много методик знакомства детей со звуками. Если мы возьмем старинный «Букварь», «Азбуку». Методику Д. Эльконина, мы увидим, что работа в них начинается с того, что слово определяется как единица речи и делится на слоги (в том числе – ударные). Только потом дети знакомятся с гласными звуками, а затем с согласными.

Если мы возьмем программы «Предшкольная пора» и «Детский сад 2100» - в них дети сначала учатся выделять звуки в словах (слышать их – развивать фонематический слух). Причем в программе «Детский сад 2100» они пробуют их выделять начиная уже со второй младшей группы. Еще один положительный момент этой программы – артикуляционная гимнастика (развивает артикуляционный аппарат) и пальчиковая гимнастика (чем лучше развита моторика – тем лучше речь).

Но, самым главным в работе по развитию ЗКР остается индивидуальная работа с детьми! Какие бы замечательные занятия не проводил педагогречь каждого ребенка индивидуальна: кто-то не произносит шипящие, кто-то не согласовывает падежные окончания и т. д.

Игра «Придумай и выполни задание»

(Педагоги делятся на пары, придумывают задание на определенную тему: один – воспитатель, второй – воспитанник)

Работа вне занятий предупреждает и устраняет несовершенства речи у отдельных детей, выравнивает группу и дает возможность успешно проводить последующие групповые занятия, разучивание стихов и песен.

Словарь ударений:

Премировать, принудить, пуловер, свекла

Сосредоточение, танцовщица, углубить

Украинский, христианин, флюорография

Щавель, эксперт, обеспечение, столяр

Лососевый, мастерски, мизерный, цепочка

Вероисповедание, газопровод, дефис, жалюзи

Закупорить, запломбировать, заржаветь

Избаловать, иконопись, исчерпать, каталог

Каучук, кашлянуть, мусоропровод, мельком

Новорожденный, плесневеть, предвосхитить

Средства, красивее, завидно, досуг

Баловать, договор, позвонит, оптовый

Приняли, добыча, брала, сливовый, квартал

Начать, начал, туфля, симметрия, эксперт

Каталог, звонят, бензопровод, облегчить

Торты, ходатайство, мышление, банты

Игра «Склонение фамилий»

Уложила спать (Кайрыш Дима)

Покормила (Берекет Максим)

Привела в зал (Евпак Матвей)

Сделали прививку (Меленчук Дима)

Отдала книгу (Димербаш Давид)

Посадила за стол (Мерных Витя)

Угостила конфетой (Анипер Максим)

Подарили игрушку (Стельмах Ваня)

Поставили в угол (Седых Саша)

Картину показали (Гапонько Витя)

Сказку рассказали (Корниенко Сергей)

Тетрадь отдали (Коваленко Алеша)

Подарок подарили (Белещаго Саша)

Почитали книгу (Коляда Паша)

Из сада забрали (Кочан Андрей)

Мороженое купили (Демидко Паша)

Увидела (Мандажи Сергей)

Игра «Придумай и выполни задание»

1. Ребенок не дифференцирует мягкие и твердые звуки

2. Ребенок не дифференцирует звуки с-з

3. Ребенок не владеет правильным речевым дыханием

4. Ребенок не умеет преобразовывать существительные с помощью суффикса

5. Ребенок не правильно подбирает падежные окончания

6. Ребенок очень тихо разговаривает.

7. Ребенок говорит очень быстро.

8. Ребенок не слышит гласный звук в начале слова

9. Ребенок не слышит гласный звук в конце слова

10. Ребенок неправильно ставит ударение в словах.

11. Ребенок невнятно говорит

12. В речи ребенка встречаются оговорки (переставление слогов в слове)

13. Ребенок не дифференцирует звуки р-л

14. Ребенок не выделяет звуки в слове

15. Ребенок не делит слово на слоги

16. Ребенок не различает гласные и согласные звуки

Уважаемые коллеги!

После проведения Педагогического совета «Развитие у детей звуковой культуры речи с учетом правильного произношения и культуры общения, Планирование и методика работы с детьми по ЗКР» ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

1. Звуковая культура речи –это___

___

2. Какие возрастные особенности развития речи детей Вашей группы следует учитывать при работе по ЗКР?___

___

3. Какие приемы, методы, игровые упражнения Вы используете в своей работе?

___

4. Что нового Вы узнали на Педагогическом совете и мероприятиях, приуроченных к нему?___

___

Уважаемые коллеги!

После проведения Педагогического совета «Развитие у детей звуковой культуры речи с учетом правильного произношения и культуры общения, Планирование и методика работы с детьми по ЗКР» ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

1. Звуковая культура речи –это___

___

2. Какие возрастные особенности развития речи детей Вашей группы следует учитывать при работе по ЗКР?___

___

3. Какие приемы, методы, игровые упражнения Вы используете в своей работе?

___

4. Что нового Вы узнали на Педагогическом совете и мероприятиях, приуроченных к нему?___

___

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Развитие у детей звуковой культуры речи с учетом правильного произношения и культуры общения»
Опубликовано: 22 апреля 2015 в 04:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет «Развитие у детей звуковой культуры речи с учетом правильного произношения и культуры общения»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Вербицкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД