шарова наталия
Развитие певческих умений и навыков с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений.
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
«Развитие певческих умений и навыков с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений в регламентированной и нерегламентированной формах организации детской певческой деятельности»
3 слайд
Дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога – развить музыкальные способности ребенка, познакомить его с музыкой. Двадцатилетняя практика работы показала, что формирование певческих навыков - один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, музыкальному руководителю необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребенка хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Поэтому педагог должен не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребенка, находить такие вокальной техники, такие музыкально-дидактические игры и упражнения, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса, что и прослеживается в описании опыта.
Темочки:
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальное развитие
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вопросами музыкального воспитания занимались как отечественные, так и зарубежные педагоги и психологи. Л. С. Выготский в качестве важнейшего условия гармонического развития личности назвал «…единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка…Музыкальное искусство – уникальное средство формирования этого единства…» Огромнейший вклад в становлении теории музыкального воспитания внесли такие педагоги как Теплов Б. М., Ветлугина Н. А., Костина Э. П., Зимина А. Н., Буренина А. И., Радынова О. П. и др.
4 слайд
I этап - Информационно-аналитический.
На ряду с традиционной практикой использования диагностического обследования Э. П. Костиной музыкальных способностей детей в 2007г. На первом этапе, чтобы определить природный тип детского голоса, его особенности, диапазон его звучания, чистоту интонирования мелодии, мною было проведено предварительно индивидуальное диагностирование. В своей работе я опиралась на разработки Картушиной М. Ю. Были выявлены такие проблемы, как маленький песенный диапазон, недостаточная сформированность звуковысотного ладового и ритмического чувства, нет ансамблевого строя, навыков хорового пения. Отсюда и вышли критерии диагностического исследования – вокальная техника и звуковысотный слух.
Диагностика показала, что 46% детей имеют уровень ниже среднего – по критерию звуковысотный слух и 39% - по критерию - вокальная техника. Низкий уровень подготовки детей способствовал выбору данной темы.
5 слайд
И поэтому ведущей целью своей работы с дошкольниками считаю формирование и развитие певческих умений и навыков детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений
Чтобы научить детей чувствовать музыку более глубоко необходимо помочь ребенку ее пережить, пропустить ее через себя. В этом ребенку помогут игровые приемы, дидактические упражнения, используемые во время пения.
6 слайд
Из поставленной цели вытекают следующие задачи
• Оптимизация музыкально-образовательной среды ДОУ для развития голосового аппарата и расширение диапазона детского голоса, формирование у детей музыкально-эстетических эмоций и выразительное исполнение певческого материала
• Совершенствование системы методов развития певческой деятельности
• Применение дидактического материала для формирования звукообразования, дыхания и дикции
7 слайд
Реализуемая в ДОУ программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э. П. Костиной наиболее полно и последовательно решает поставленные задачи. В программе материал сгруппирован и систематизирован с учетом возрастных особенностей детей. Данная система включает в себя комплекс музыкально – дидактических игр и упражнений, диагностический инструментарий, взаимосвязь воспитателя и музыкального руководителя, песенный репертуар. Материал представлен для каждой возрастной группы. Благодаря этому усвоение сложных понятий и музыкальный репертуар происходит последовательно и легко.
8 слайд
Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что только с использованием дидактического материала возможно качественное и доступное в понимании детей развитие певческой деятельности, т. к. огромное значение в развитии певческих умений детей играет использование музыкально - дидактических игр и упражнений.
Музыкально – дидактический материал, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами. При исполнении песен я учу ребят правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии, особенно, когда песня звучит тихо. Кроме того, я практикую в своей работе такую форму работы как организация музыкально-дидактических игр, связанных с пением в свободное время от занятий. Например, дети очень любят играть в такую музыкально - дидактическую игру как «Музыкальный магазин», «Учёный кузнечик», «Объемный конструктор» педагогическая технология «Камертон».
9 слайд
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Из всех видов исполнительской деятельности только в пении ребенок может активно проявить свое отношение к музыке, только в этой деятельности совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, ощущение, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности.
Изучив теоретический и практический материал, была выявлена логическая последовательность развития певческой деятельности, и была организована работа по развитию певческих умений и навыков с подбором системы игр и упражнений.
Все выше сказанное реализуется посредством игровых приемов, упражнений, музыкальных и музыкально-дидактических игр.
10 слайд
II этап - практический
В работе я использую как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которую я ставлю перед разучиванием той или иной песни. Детям очень нравится такой прием знакомства с новой песней (в старших группах, как прослеживание за мелодией по схематической и нотной записи, при этом обязательно показываем с детьми направление движения мелодии рукой.
Немаловажную роль в развитии певческих умений и навыков играют упражнения (попевки, например, «Бубенчики» можно использовать по разному, для закрепления знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально – дидактической игры.
Предоставляю вашему вниманию упражнения и музыкально- дидактические игры, используемых в певческой деятельности в соответствии со структурой «Пирамиды».Данные упражнения и музыкально-дидактические упражнения применяются мной как в регламентированной, так и в нерегламентированной формах работы.
11 слайд
Для реализации поставленных задач на музыкальных занятиях я большое внимание уделяю распеванию, т. е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации расширению диапазона голоса. Систематическое использование маленьких песенок помогает выравнивать звучание голоса, добиваться естественного легкого пения.
На этапе формирования певческих умений и навыков в работу включаются одновременно почти все элементы певческой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.
12 слайд
Относясь к проблеме вокального воспитания дошкольников очень серьезно и понимая, что работа в этом направлении только на музыкальных занятиях не может обеспечить достаточно скорого и прочного закрепления певческих навыков у детей, ввела в повседневную практику с ребятами такую форму работы, как «вокальная минутка». Здесь дети спонтанно в игре, в самостоятельной деятельности, в самых разнообразных режимных моментах поют, главное поддерживать в детях желание петь. В этом большую помощь оказывают воспитатели. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, фланелеграф с набором нот, ребята могут заниматься самостоятельной певческой деятельностью, развивать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздников кукольной семьи и др.) Для особо одаренных детей организован хоровой кружок «Улыбка», где обучение певческим навыкам проводится углубленно. Здесь дети занимаются начальным хоровым сольфеджио, изучают основы музыкальной грамоты.
13 слайд
Музыкально-творческая среда приводит к возникновению у детей увлеченности певческой деятельностью. Качество среды подразумевает ее многофункциональность: (это хорошо представлено в строках небольшого стихотворения)
Домик – многофункциональный,
От природы – универсальный:
Это – комплекс развлечений
Сказок, игр и представлений –
Для развития движения,
Творчества, воображения.
Поощряет любознательность
Трудолюбие, внимательность!
Поднимает настроение
Эстетичное строение.
Развивает слух ритмический,
Тембровый и динамический,
Память, речь и интеллект,
Развивает сей объект!
Будут дети артистичными,
Музыкальными и гармоничными,
Агрессивные – активными,
А пассивные – оперативными
Все это помогает сделать процесс обучения интересным, насыщенным и познавательным.
14 слайд
Интересной формой работы является взаимодействие с родителями. Они являются активными участниками образовательного процесса. Поскольку дети, прослушав музыку на занятии, могут вместе с родителями нарисовать её дома. Проводиться в детском саду и консультативная работа с родителями. Рассматриваются такие темы как «Музыка и дети», «Пение – залог хорошего настроения», семинар-практикум «Караоке-бар». Работы, выполненные в сотворчестве с детьми, используется нами как дидактический материал.
15 слайд
III этап - итоговый
Такая работа по развитию певческих умений и навыков дала свои результаты. Ребята полюбили песню, научились владеть своим голосом, понимать многие термины, дирижерский жест. Дети научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии, начали петь самостоятельно после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук, слышат и оценивают «правильное» и «неправильное» пение. Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики. Если на начальном этапе работы по всем основным критериям певческих умений и навыков диагностика показала низкий процент усвоения, конечный результат показал положительную динамику: уровень «ниже среднего» по критерию - вокальная техника снизился до 5%, звуковысотного слуха до 16%.